Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 ноября 2020, 21:40
81260

Падшая птица. Почему Россия не может создать ударный беспилотник?

Индия вслед за КНР обзавелась собственным разведывательно-ударным беспилотником. Теперь армия страны может наносить удары по противнику без привлечения пилотируемой авиации. В России ударный беспилотник строят почти 10 лет, однако на вооружение эта машина до сих пор не принята.

Коллаж © LIFE. Фото © topwar.ru, © Shutterstock

Коллаж © LIFE. Фото © topwar.ru, © Shutterstock

Простое невезение или диверсия?

Работы над тяжёлым разведывательно-ударным беспилотником в рамках программы "Альтиус-М" начались ещё в 2011 году. Изучив весь зарубежный опыт в области создания дронов, Минобороны России провело тендер на разработку принципиально новой для Российской армии машины, и победу в конкурсе одержало казанское ОКБ им. Симонова. Казанцам предстояла масштабная работа: спроектировать, построить, испытать и подумать над серийным производством беспилотного самолёта, способного автономно действовать в небе двое суток.

Уже через пять лет после победы в тендере беспилотник был спроектирован, построен и даже совершил первый полёт на испытательном полигоне. ОКБ им. Симонова двигалось к успеху не особенно быстро, но вполне эффективно, учитывая, что такими БПЛА в России больше никто не занимался. Однако ещё через два года гендиректора ОКБ им. Симонова и по совместительству главного конструктора машины Александра Гомзина задержали и отправили в СИЗО. Позднее стало известно, что его подозревают в нецелевом расходовании бюджетных средств, мошенничестве на 900 миллионов рублей и злоупотреблении служебным положением.

Сам Гомзин, находясь под следствием, утверждал, что его компания стала жертвой рейдерского захвата, который могли осуществлять лица, "желающие перераспределить потоки гособоронзаказа". Чем закончится следствие для Гомзина, пока не ясно, он по-прежнему находится в СИЗО. Через год после этих событий в Минобороны приняли волевое решение и закрыли все работы над тяжёлым беспилотником "Альтиус". На разработку БПЛА потратили около трёх миллиардов рублей, а быстрого и понятного результата добиться так и не удалось.

Все результаты исследований, прототипы и технические наработки передали Уральскому заводу гражданской авиации. Вместе с решениями УЗГА досталась и часть персонала — инженеров и техников, работавших над "Альтиусом". После того как все формальности были улажены, работа над машиной закипела. В 2019 году практически серийный "Альтиус-У" даже совершил первый полёт. В январе 2020 года пришла другая важная новость: Уральский завод гражданской авиации завершил испытания экспериментального образца перспективного беспилотного летательного аппарата. Однако после окончания заводского цикла испытаний о серийном производстве машины и принятии БПЛА на вооружение не было сказано ни слова — машину, в отличие от других беспилотников, даже не привезли на форум "Армия-2020". Такое молчание может свидетельствовать о серьёзных проблемах в разработке полноценного ударного комплекса.

"Давай по новой, Миша"

Одним из уязвимых мест беспилотника и ключевой причиной задержки работ по "Альтиусу" считались немецкие двигатели A03, разработанные и производимые немецкой компанией RED Aircraft. Основатель компании — казанец Владимир Райхлин, эмигрировавший в Германию и создавший успешный промышленный бизнес. Источники Лайфа в ОПК отмечают, что из-за санкций после 2014 года дальнейшее сотрудничество ОКБ им. Симонова с RED оказалось невозможным, "Альтиус" фактически остался без современных двигателей.

Производить двигатели A03 по лицензии в России нельзя, а полностью отечественный двигатель ВК-800, о работах над которым эксперты сообщали год назад, по-прежнему не готов, хотя именно этот агрегат рассматривается в качестве одного из вариантов для замены немецкого двигателя. Источники Лайфа в оборонно-промышленном комплексе сообщают, что разработчики "Альтиуса" могли столкнуться с неожиданной трудностью при адаптации отечественного двигателя к уже построенному беспилотному самолёту.

Размещение двигателя ВК-800С вместо немецкого RED A03 потребовало значительного изменения конструкции, и беспилотники, по некоторым данным, понадобилось срочно перепроектировать. Источники Лайфа в ОПК отмечают, что суть проблемы заключается в выборе компоновки — одномоторный беспилотник не может находиться в воздухе 48 часов и более, его скорость ниже двухмоторной версии. Двухмоторная схема размещения двигателей, в свою очередь, увеличивает массу машины почти до восьми тонн. При этом с начала разработки "Альтиус" уже потяжелел на две тонны и стал весить семь тонн вместо пяти, затребованных Минобороны изначально.

Эксперт по вопросам развития беспилотной авиации Денис Федутинов отметил, что проблемы "Альтиуса" могут оказаться серьёзнее, чем ожидалось.

Нет сомнений, что БПЛА был бы весьма востребован, в том числе в кампаниях, аналогичных сирийской. Между тем, несмотря на наличие летающего образца, похоже, что в ближайшие годы появления серийной машины от компании УЗГА вряд ли стоит ожидать. Причём может оказаться, что глубина и характер имеющихся проблем носят не только локальный, а системный характер, что, соответственно, способно существенно отодвинуть сроки сдачи проекта

Денис Федутинов

Эксперт по вопросам развития беспилотной авиации

Нет сомнений, что БПЛА был бы весьма востребован, в том числе в кампаниях, аналогичных сирийской. Между тем, несмотря на наличие летающего образца, похоже, что в ближайшие годы появления серийной машины от компании УЗГА вряд ли стоит ожидать. Причём может оказаться, что глубина и характер имеющихся проблем носят не только локальный, а системный характер, что, соответственно, способно существенно отодвинуть сроки сдачи проекта
Нет сомнений, что БПЛА был бы весьма востребован, в том числе в кампаниях, аналогичных сирийской. Между тем, несмотря на наличие летающего образца, похоже, что в ближайшие годы появления серийной машины от компании УЗГА вряд ли стоит ожидать. Причём может оказаться, что глубина и характер имеющихся проблем носят не только локальный, а системный характер, что, соответственно, способно существенно отодвинуть сроки сдачи проекта

Доработали даже под санкциями, но серии нет

Двигатели — одна из причин, по которым вокруг беспилотника "Альтиус-М" так много тайн и домыслов. Источники Лайфа сообщают, что изначально прототипы тяжёлого беспилотника летали на одном комплекте двигателей А03. Однако после передачи проекта в УЗГА уже в 2020 году удалось завершить испытательный цикл беспилотного самолёта, а Минобороны даже показало кадры полётов на своём канале в YouTube. Это означает, что либо за рубежом нашлись поставщики подходящих по характеристикам двигателей, либо сам беспилотник и двигатели ВК-800С доработали до необходимых показателей.

Зависимость от зарубежных технологий и систем может сыграть такую же злую шутку с российскими разработчиками БПЛА, как и в 2014 году. Но по-настоящему показательной в этом отношении стала недавняя история с турецкими беспилотниками Bayraktar TB-2. Эксперты изучили оборудование турецкого БПЛА и внезапно выяснили, что машины, хорошо зарекомендовавшие себя во время войны в Нагорном Карабахе, почти на 80% состоят из зарубежных комплектующих. После того как на Западе поведение Азербайджана и Турции сочли "неправильным", канадская компания Wescam, а следом и австрийский производитель двигателей Rotax отказались поставлять своё оборудование для БПЛА в Турцию. Никаких санкций против Турции при этом не вводили.

Пикантность этой ситуации состоит в том, что австрийская Rotax производит двигатели не только для турецких БПЛА Bayraktar, но и для российских ударных беспилотников "Орион". Если внезапно выяснится, что Rotax решила проблему двигателя ещё и для беспилотника "Альтиус", то история с поставками силовых агрегатов для российских ударных машин закончится обычным пакетом санкций против австрийцев. После этого проблему производства отечественных агрегатов придётся решать снова. А это откат в развитии БПЛА ещё на несколько непростых лет.

Источники Лайфа в ОПК сообщают, что в данный момент специалисты заняты работами над новой машиной, получившей индекс "Альтиус-РУ". Опытно-конструкторские работы по этому проекту были открыты после испытательных полётов оригинального беспилотника, и, вероятно, сейчас дорабатывается спутниковая система управления и блок управления вооружением — ключевые элементы, без которых применение такой машины невозможно в принципе. Какой дедлайн разработчикам поставили военные — остаётся только догадываться.

Крутое пике на рынке

Российская армия почти наверняка закончит 2020 год без серийной ударной машины. "Альтиус", по крайней мере пока, остаётся с теми же проблемами, что и раньше, — отсутствие серийных отечественных двигателей и утяжелённый планер. Понимание обеих проблем и поддержка по линии Минобороны позволяют УЗГА достроить первый и самый ожидаемый российский ударный дрон, но дата начала поставок в войска по-прежнему остаётся непрогнозируемой. Проблемы не только негативно сказываются на боевой эффективности ВКС России, которым "Альтиус", способный нести до двух тонн бомб и ракет, пригодился бы в Сирии, но и лишают Россию возможности зарабатывать на беспилотниках.

Через 10 лет на рынке вооружений беспилотники будут занимать почти столько же места, сколько и стратегические вооружения. Объём продаж тяжёлых дронов (как разведчиков, так и ударных машин) оценивают примерно в 20–25 миллиардов долларов. Для сравнения — годовой экспорт всего российского вооружения составляет примерно 15 миллиардов долларов, а общемировой показатель — около 100 миллиардов долларов. На рынке беспилотной техники крупные контракты заключают такие страны, как Китай, Израиль, Турция, США, а совсем скоро на основе американских технологий свои беспилотники будет строить Индия. России в списке экспортёров беспилотных технологий нет, а каждый год задержки в будущем обернётся недополучением прибыли в миллиарды долларов. При этом с начала работ над беспилотником "Альтиус" прошло почти 10 лет.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar