Обнуление успехов. Ракета "Ангара" полетит в космос, но за рубежом спроса на неё не будет
Второй в истории испытательный пуск ракеты с космодрома Плесецк должен состояться 4–5 декабря, но к программе разработки, конструкции и финансированию ракеты по-прежнему много вопросов. Непонятными остаются и перспективы ракеты за пределами внутреннего рынка.
![Коллаж LIFE. Фото © ТАСС / Владимир Смирнов, © Shutterstock](https://static.life.ru/publications/2020/10/25/1065101273872.8544-2400x.jpeg)
"Ангара" в рублях, долларах и годах
![Фото © ТАСС / Гашеев Валерий](https://static.life.ru/publications/2020/10/25/251678116934.50903-900x.jpeg)
Фото © ТАСС / Гашеев Валерий
Идея создания перспективной ракеты-носителя созрела ещё в конце 80-х годов. Однако политические события и экономическая обстановка вынудили промышленность и ответственные за космос ведомства отложить работы на неопределённый срок. К теме сверхтяжёлой ракеты вернулись лишь в 1992 году. Конкурс на право стать исполнителем программы космического ракетного комплекса тяжёлого класса выиграл ГКНПЦ им. Хруничева, и проектирование новой ракеты, наконец, началось. По замыслу разработчиков, "Ангара" должна была стать единым модульным комплексом, с помощью которого решались бы любые задачи по освоению космоса — и государственные, и частные, то есть рыночные.
Однако достаточного объёма финансирования в 90-х эта программа не получила, и реализацию официально одобренной в 1995 году программы снова отложили до лучших времён. В полной мере к "Ангаре" вернулись лишь в начале нулевых — тогда появились и деньги, и понимание, в каком направлении нужно работать. Первый пуск ракеты-носителя "Ангара-А5" состоялся лишь 23 декабря 2014 года и оказался знаковым для российской космонавтики — тяжёлая ракета с экологически чистыми керосин-кислородными двигателями наконец была построена в металле и доказала верность технических решений.
22 года работ над проектом неизбежно сказались и на стоимости ракеты. В августе 2020 года стало известно, что "Роскосмос" в 1,7 раза увеличил финансирование работ по "Ангаре". Контракт на разработку ракетного комплекса подорожал с 26,2 до 45,5 миллиарда рублей (почти 600 миллионов долларов). Увеличились и расходы на производство каждой ракеты — одна ракета-носитель стала обходиться в 6 миллиардов рублей. Это почти 80 миллионов долларов. Эксперты уверены, что при серийном производстве стоимость будет ниже, но быстрого перехода к недорогим решениям ждать не стоит. Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки Михаил Лапиков отметил, что стоимость серийных ракет может быть снижена вдвое.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Летом 2020 года со стороны "Роскосмоса" звучали заявления, что цена будет снижена до 2,9 миллиарда рублей за ракету. Завышение стоимости происходит из-за того, что "Ангару" делают пока как штучное изделие и в конечную цену плюсуются все расходы завода за годы производства, что её фактически удваивает. При серийном производстве цену обещали снизить — ниже трёх миллиардов рублей
![Летом 2020 года со стороны "Роскосмоса" звучали заявления, что цена будет снижена до 2,9 миллиарда рублей за ракету. Завышение стоимости происходит из-за того, что "Ангару" делают пока как штучное изделие и в конечную цену плюсуются все расходы завода за годы производства, что её фактически удваивает. При серийном производстве цену обещали снизить — ниже трёх миллиардов рублей](https://static.life.ru/publications/2020/10/16/775222965322.5645-300x.jpeg)
Однако есть несколько причин, по которым "Ангара" может не стать настолько дешёвой, насколько обещают производители. Всё дело в бесконечной модернизации. С одной стороны, она позволяет улучшать ракету, с другой — приводит к дополнительным расходам.
![](https://static.life.ru/publications/2020/10/26/1394900681693.599-900x.jpeg)
Что уже готово?
![Первый запуск "Ангары-А5". Фото © Wikipedia](https://static.life.ru/publications/2020/10/25/1330947853031.3628.jpg)
Первый запуск "Ангары-А5". Фото © Wikipedia
Ракета, которая должна отправиться в космос 4–5 декабря, — одна из самых мощных и тяговооружённых в истории российской космонавтики, но далеко не последняя. Семейство ракет "Ангара" насчитывает несколько типов носителей — от лёгкой "Ангара-1.2" и средней "Ангара-3" (аналог ракет-носителей "Союз") до тяжёлых "Ангара-А5" с пятью разгонными модулями. В июне 2020 года в "Роскосмосе" заявили, что "Ангару" могут сделать многоразовой. К этому решению российские предприятия фактически принудили Илон Маск и компания SpaceX, предложившие ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy. В России технологии многоразовых универсальных разгонных модулей созданы ещё в конце 90-х, однако широкого применения в космонавтике не нашли.
Доработка "Ангары" до многоразового варианта почти наверняка потребует дополнительных расходов, и, какой в этом случае окажется конечная стоимость ракеты-носителя, неизвестно. Цены на имеющиеся версии "Ангары" остаются фиксированными, но источники Лайфа внутри ракетно-космической отрасли отмечают, что модификации ракеты "Ангара-А5М", "Ангара-А5П" и "Ангара-А5В" могут оказаться дороже на 15, 20 и 25 процентов по сравнению с базовой версией ракеты. К удорожанию может привести смена элементной базы и переход на полностью отечественные решения, доработанные двигатели и "пакет облегчения" конструкции, с помощью которого, вероятно, разработчики пытаются увеличить массу полезной нагрузки. При этом стоит напомнить, что о серийном производстве ракет речь по-прежнему не идёт. Как и шесть лет назад при первом пуске тяжёлой ракеты с Плесецка, на космодромы привозят экспериментальные ракеты, а сама программа до сих пор находится в статусе опытно-конструкторских работ.
Как раз на этом этапе хорошо бы задаться вопросом: если в разработку ракеты вложено более полумиллиарда долларов, то снизить затраты на проектирование и производство, вероятно, помогут зарубежные заказы? С одной стороны, потребность в ракетах "Ангара" может гарантировать Федеральная космическая программа и военные запуски с Плесецка. Но в обоих случаях речь идёт о государственных деньгах, то есть назвать эти финансовые потоки прибылью можно лишь с большой натяжкой, поэтому заказы на "Ангару" неплохо было бы поискать за пределами страны?
С-400 как повод задуматься
![Фото © ТАСС / Беляев Денис](https://static.life.ru/publications/2020/10/25/330031548669.53564-900x.jpeg)
Фото © ТАСС / Беляев Денис
В 2019 году Соединённые Штаты Америки пригрозили Индии и Турции санкциями за покупку российских комплексов ПВО С-400. Независимая политика двух стран привела к тому, что вопрос наказания за покупку российского оружия был снят с повестки и тему С-400 перестали обсуждать. Во всяком случае, публично. В том же году произошло и другое важное, но почти никем не замеченное событие. Помимо общего тренда на сворачивание сотрудничества в космосе Минобороны США приложило максимум усилий и фактически вычеркнуло Россию из списка поставщиков космических услуг мирового уровня. Историк космонавтики, блогер и популяризатор науки Виталий Егоров пояснил, что после такого решения Россия может полностью потерять рынок пусковых услуг и заказчиков из развитых стран.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Сейчас США приравняли Россию к Китаю, Ирану и Северной Корее, поэтому мировой космический рынок для наших ракет закрыт, даже если запуск будет стоить 15 копеек. Фактически, если какая-то страна или компания из этой страны будет пользоваться нашими ракетами, под прямые санкции США они не попадут, но эти санкции к ним всё равно применят
![Сейчас США приравняли Россию к Китаю, Ирану и Северной Корее, поэтому мировой космический рынок для наших ракет закрыт, даже если запуск будет стоить 15 копеек. Фактически, если какая-то страна или компания из этой страны будет пользоваться нашими ракетами, под прямые санкции США они не попадут, но эти санкции к ним всё равно применят](https://static.life.ru/publications/2020/10/26/913373129750.915-300x.jpeg)
Особенность такого подхода состоит в том, что нарушителей запрета на сотрудничество с Россией по космосу могут лишить государственных оборонных и частных заказов как в США, так и во всех странах, с которыми у США есть союзнические отношения.
Егоров отметил, что зарубежные заказы приносили "Роскосмосу" до четверти всей прибыли за пусковые услуги и для того, чтобы сохранить хотя бы часть этих доходов, придётся постараться. Единственной возможностью для этого станет разворот в сторону Африки и Южной Америки и в целом ориентация на развивающиеся страны. Сложность для российской космонавтики и ракет "Ангара" как основного транспорта на орбиту состоит в том, что на этих направлениях придётся конкурировать с Китаем и Индией. Время подумать над решением ещё есть, но его становится всё меньше. Запретить своим партнёрам работать с "Роскосмосом" американцы могут уже в 2023–2024 годах. Если это произойдёт, целесообразность инвестиций государства в создание "Ангары" окажется под вопросом. Если спроса на пусковые услуги с "Ангарой" из-за рубежа не будет, исключительно внутренние программы, скорее всего, не сделают её дешевле и доступнее предшественников и зарубежных аналогов. А это, в свою очередь, неизбежно скажется на состоянии всей ракетно-космической отрасли страны.