Мёртвые актёры продолжают сниматься в кино: как Голливуд оживляет звёзд
Актёров начали "воскрешать" на компьютере, чтобы исполнить роли в "Звёздных войнах". Как мы к этому пришли и когда стоит ожидать первого полностью компьютерного актёрского состава в "Форсаже"?
Дракула из открытого космоса
Кадр из фильма "План 9 из открытого космоса". © КиноПоиск
В середине пятидесятых режиссёр Эд Вуд — младший снимал очень плохие фильмы. Через сорок лет по его биографии снимут хороший фильм с Джонни Деппом и окажется, что лучший фильм Эда Вуда — тот, к которому он не имел никакого отношения.
На пике карьеры Вуд был занят съёмками фантастического ужастика "План 9 из открытого космоса". Звездой ленты был актёр Бела Лугоши — настоящий динозавр Голливуда, игравший в легендарном фильме "Дракула" 1931 года.
Лугоши умер в начале съёмок и поставил команду в сложное положение: на момент смерти с Лугоши было отснято лишь 10 минут материала и Вуду надо было либо переснимать весь материал и терять кассовое имя на афишах, либо выкручиваться. Он решил выкручиваться и пригласил на площадку массажиста жены в качестве дублёра Лугоши, попросил его скрывать лицо плащом на крупных планах, а в остальные сцены вставил фрагменты архивных материалов, где Лугоши был в образе Дракулы.
Так у деятелей Голливуда появилась идея, что смерть актёра не должна убивать ещё и фильм, в котором он не успел сняться.
Игра смерти
Кадр из фильма "Игра смерти". © КиноПоиск
Во время съёмок фильма "Игра смерти" Брюс Ли потерял сознание. Его привезли в больницу, продиагностировали отёк мозга и выписали. Через два месяца он умер во сне.
"Игру смерти" переделывали на коленке пять лет. Переписали сценарий, добавив туда ранение героя в лицо и смену внешности. Это немного оправдывало то, что героя Ли с середины фильма играют совсем непохожие на него дублёры. Иногда на дублёров не хватало денег, поэтому в общих планах иногда можно увидеть картонную фигуру Ли с приклеенным лицом.
Сын Брюса Брендон погиб прямо на площадке — пуля в пистолете оказалась настоящей, а ранение — смертельным. Оставшиеся пять сцен "Ворона", на съёмках которого и случилась трагедия, доснимали уже с дублёрами.
Фантастика и реклама
Кадр из фильма "Небесный капитан и мир будущего".
Прошло десятилетие, в Голливуде научились делать убедительные спецэффекты. После этого смерть актёра перестала быть уважительной причиной не играть в новом блокбастере.
Так, Лоуренс Оливье появился в фантастическом боевике "Небесный капитан и мир будущего" 2004 года, где сыграл главного злодея доктора Тотенкопфа, несмотря на то что умер за 13 лет до выхода фильма. Марлон Брандо спустя два года после гибели появился в облике отца Супермена Джор-Эла в "Возвращении Супермена" в 2006 году.
Кадр из фильма "Возвращение Супермена". © КиноПоиск
В обоих случаях актёры появлялись лишь фигурами на экранах. Ни Тотенкопф, ни Джор-Эл не появлялись в полный рост и были собраны из архивных записей или интервью и оживлены при помощи спецэффектов.
Если умерших стало можно снимать в кино, почему бы не привлечь их к рекламе? Цифровая Одри Хепбёрн появилась в рекламе шоколада Galaxy (в России производится под маркой Dove), а Грейс Келли и Мерилин Монро сыграли вместе с Шарлиз Терон в ролике, посвящённом выходу аромата J’adore от Dior.
Никого не удивило, что героини этих рекламных роликов мертвы уже десятилетия.
Смертельный форсаж
Кадр из фильма "Форсаж-7". © КиноПоиск
После этого индустрию было уже не остановить. Пол Уокер разбился за рулём "порше" во время съёмок "Форсажа-7" и должен был унести всю франшизу за собой — как можно показывать гонки и трюкачества в фильме, главная звезда которого сгорела заживо после аварии на скорости около 180 км/ч?
Но режиссёр Джастин Лин, как и Вуд в своё время, решил выкручиваться. Для неснятых сцен привлекли братьев актёра — Коди и Калеба, а для цифровых спецэффектов — студию WETA, ответственную за Горлума и обезьяну Цезаря из серии "Планета обезьян". Многие зрители даже и не заметили подлога — настолько убедительно выглядел компьютерный Уокер.
После этого стало понятно, что актёру даже необязательно жить, чтобы играть в современном кино. Можно поставить дублёра в кадр, а потом студия спецэффектов превратит его в кого угодно, хоть в Патрика Стюарта, хоть в Лесли Нильсена.
Этим и воспользовались создатели прошлогоднего фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории". В их ленте вновь появляется генерал-губернатор Таркин, которого в классическом фильме "Звёздные войны" сыграл английский актёр Питер Кушинг, умерший в 1994 году.
Кадр из фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории". © Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS
В этот раз киноделы не ограничились архивными записями и не стали привлекать к съёмкам родственников актёра. Кушинг появился на экране в полный рост, его компьютерная модель разговаривала, ходила и была ключевым персонажем в сюжете фильма.
В Интернете поднялся гомон по поводу морального аспекта такого "оживления". Многие посчитали такой подход надругательством над усопшим актёром — ведь он даже не мог отказаться от роли. Другие цинично отмечали силу "Звёздных войн" как франшизы — она может даже поднимать людей из могилы, чтобы они снимались дальше.
В самой последней сцене "Изгоя-один" появлялась созданная на компьютере принцесса Лея, которую сорок лет назад играла Кэрри Фишер. Омолодить 60-летнюю Фишер было невозможно даже с помощью новейших технологий, поэтому актрису решили, как и Кушинга, "отпечатать на компьютере". Фишер скончалась от сердечного приступа спустя 12 дней после премьеры "Изгоя-один".
Кадр из фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории".
К моменту своей смерти она уже полностью отснялась в восьмом эпизоде саги под названием "Последние джедаи", однако несколько сцен девятого с её участием не были ещё готовы.
Что будет дальше — понятно. Авторы "Звёздных войн" перепишут сценарий, приклеят где-нибудь компьютерную копию Фишер — и новая фантастическая трилогия закончится посвящением в её честь.
А вот что будет дальше с кино, где смерть окончательно перестала убирать имена актёров с афиш, не ясно. С одной стороны, такие способы могли помочь отдать последние почести великим актёрам прошлого. Но в итоге оказывается, что герои просто должны жить вечно: киномеханизм по производству новых частей не должен останавливаться. И не будет, пока новые детали к нему можно делать на компьютере. Лет через десять-двадцать какой-нибудь пятнадцатый "Форсаж" выйдет без единого живого актёра в кадре.