Ярлык «агентов» используют против отдельных СМИ
Издатели и юристы считают, что депутатам не удастся изменить медийное пространство России, ставя препятствия для финансирования СМИ из-за рубежа.
Инициатива некоторых депутатов Госдумы распространить действие недавно принятого закона, присваивающего некоторым НКО статус «иностранного агента» на СМИ, вызвала недоумение как у юристов, так и у самих издателей.
Однако российские юристы отмечают, что в принятом не так давно законе, также как и в предполагаемых поправках к нему, есть юридические неточности.
- Помимо того что статус «иностранного агента» просто унизителен, так и с точки зрения права он не совсем понятен мне. Если НКО или СМИ принимают деньги из-за рубежа, это не значит, что они занимаются шпионажем, как «агенты», - подчеркивает председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов. - Конечно, имеющие иностранную финансовую поддержку организации должны сообщать об этом, но им необходимо присвоить другой статус.
Эксперты в медиаотрасли также отмечают расплывчатость формулировок законопроекта о НКО и не представляют, как его действие можно распространить на СМИ.
- Почти все СМИ получают деньги от рекламы, причем чаще всего это деньги транснациональных компаний, имеющих зарубежное происхождение. Считается ли это финансированием из-за рубежа? Если да, то большинство СМИ можно назвать «иностранными агентами»! - удивляется директор Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов.
Ни у кого из экспертов не вызывает сомнений тот факт, что подобные законопроекты принимаются исключительно в политических целях. Как заявил Архипов, в случае если бы власти был нужен реально действующий закон, то он бы выглядел по-другому.
- Конечно, понятно, что это делается против тех СМИ, которые не всегда освещают то, что нравится нашим властям. Если бы они ввели ограничения или запретили принимать иностранную финансовую помощь, то результат был бы. Но просто присвоение унизительного статуса и ужесточение отчетности не принесет изменений, - считает Архипов.
Александр Морозов также отмечает, что новые поправки будут работать только в отношении неугодных государству СМИ, в то время как другие, даже получающие финансирование из-за рубежа, будут работать спокойно.
- В случае если будет политическая целесообразность, с помощью этого закона будут «глумиться» над СМИ, мешать работать. Поправки, скорее всего, будут работать очень выборочно, - полагает эксперт.
Интересно, что основную массу СМИ, выходящих в России, подобный закон, если его примут, затронуть не должен. Даже газета «Метро», являющаяся иностранным брендом, в России выпускается по франшизе. Западному изданию Metro International принадлежит всего 1% акций. Акции распределены между правительством Москвы– 9% и Московским метрополитеном – 9%, остальными акциями владеет российская компания ЕСН.
- Несмотря на то что мы работаем по франшизе иностранного СМИ, нам никто не диктует, что мы должны или не должны писать. Есть определенные стандарты по дизайну, подаче информации, есть этические правила - но не более, - рассказал Life News генеральный директор ОАО «Газета Метро» Борис Коношенко.
При этом он отметил, что новый закон, присваивающий западным СМИ статус «иностранного агента», не угрожает российскому медиарынку.
- Если СМИ ориентировано на зарабатывание денег, то проблемы с новым законодательством его не коснутся. Ведь, как и в любом другом коммерчески успешном бизнес-проекте, прибыль поступает с внутреннего рынка – нас читают российские читатели и размещаются российские рекламодатели. А вот если издание обслуживает чьи-то политические интересы, оно с меньшей вероятностью будет прибыльным, его должны финансировать те, чьим интересам оно служит, именно такие СМИ и попадут под действие нового закона, - пояснил свою позицию Коношенко.
Напомним, на прошлой неделе Госдума одобрила законопроект, присваивающий некоммерческим организациям, финансируемым из-за границы, статус «иностранного агента».
Согласно редакции этого закона, СМИ не могут считаться НКО, и, соответственно, его действие на них не распространяется. Однако некоторые парламентарии заявили, что уже готовят ряд поправок, регламентирующий также порядок работы филиалов иностранных СМИ в России.
Журналы, газеты, финансируемые из-за рубежа, могут также быть приравнены к «иностранным агентам» с вытекающими из этого последствиями: ужесточением отчетности и внеплановыми проверками от Минюста. Уже осенью нижней палате парламента предстоит рассмотреть эту инициативу.