Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 января 2017, 08:30

Как получить 600 евро за задержку вашего авиарейса?

Если вылет отложен и вы в пролёте, как получить возмещение убытков? Лайф составил инструкцию по выколачиванию компенсации за задержку рейсов.

Фото: © East News

Фото: © East News

Задержка рейсов со стрельбой

В канун Нового года в Шардже задержали сотни авиарейсов из-за густого тумана. Тысячи авиапассажиров-транзитников и тех, кто летел на отдых в ОАЭ, застряли в аэропортах мира. 

— В переполненном зале ожидания аэропорта началась перебранка между персоналом и пассажирами. Обстановка моментально накалилась, — рассказывает Сергей, ставший очевидцем чрезвычайной ситуации в Шардже. — В зал ворвались полицейские и начали теснить от информационных стоек толпу пассажиров. 

Случилось невообразимое. Полицейские начали стрелять в потолок из табельного оружия. Возникла паника, переросшая в давку. В результате пострадала арабская женщина — её всю в крови увезли медики.

Трое суток россияне провели на полу в аэропорту, пока их не посадили в самолёт до Москвы, когда злополучный туман рассеялся. Они были просто счастливы добраться до дома, и вряд ли хоть кто-то подумал о компенсации за задержку. Зато подумали другие… 

Ваши компенсации — наш бизнес 

С одной стороны, авиакомпании в обозримом будущем не перестанут задерживать рейсы (хотя бы в силу внешних факторов), а с другой стороны — пассажиры никогда не захотят самостоятельно лезть в судебные тяжбы. Так что вполне логично, что появились сервисы, оказывающие помощь в получении компенсации от авиакомпаний. AirHelp с 2013 года работает по всему миру, Сompensair — с 2016 года в России, а с января ещё и сервис по покупке билетов Kupibilet.ru добавил новую "коллекторскую" услугу. 

Процесс выколачивания компенсаций прост: пассажир оставляет заявку с информацией о рейсе и подписывает соглашение на представление его интересов в общении с авиакомпанией.

— Далее происходит сбор информации: мы проверяем, была ли реально задержка или отмена рейса, какое время ожидания вылета, причина задержки и пр. Потом идёт диалог с авиакомпанией — попытка добиться согласия на выплату в досудебном порядке. Это может длиться до 10 недель. Если разговор не получается, следует судебное разбирательство, — рассказывает генеральный директор ресурса Сompensair Роман Гильманов. 

По словам регионального директора AirHelp в Восточной Европе Евгения Лонского, 80–90% дел решаются на уровне переписки юристов с авиакомпанией.

— Но если авиакомпания не идёт навстречу интернет-сервису, дело попадает в суд. С 2013 года AirHelp вернул российским авиапассажирам 149 625 евро, — говорит он. — Мировой же объём рынка компенсаций по европейским направлениям достигает 2,6 млрд евро в год. 

Естественно, интернет-сервисы работают не за просто так. Стоимость услуги — 25% от размера компенсации. Плюс в том, что пассажир ничем не рискует: если дело не выиграно, то и платить не нужно.

В каких случаях положена компенсация? 

Если ваш рейс задержала европейская авиакомпания (в любой точке мира) или вы вылетали из аэропорта стран ЕС (любой авиакомпанией), можно сказать, что вам повезло!

Пассажиры могут получить компенсацию в размере от 250 до 600 евро при задержке рейса от 3 часов или отмене рейса, пропущенной пересадке и если произошёл овербукинг — билетов продали больше, чем кресел в самолёте, и вам отказали в посадке.

— Система компенсации за отмену и задержку авиарейсов работает на основе европейского закона 261/2004, — рассказывает Евгений Лонский. — Главная проблема с взысканием компенсаций с российских авиакомпаний — это юрисдикция. По закону ЕС при задержке или отмене рейса из Евросоюза по вине российских авиакомпаний они должны выплатить пассажирам компенсацию. Но российские суды не признают европейскую юрисдикцию, и приходится требовать компенсацию в Европе, где находятся офисы этих авиакомпаний. 

При подаче исков в суд любой страны Евросоюза против "провинившихся" российских авиакомпаний европейские представительства российских перевозчиков готовы выложить причитающиеся пассажирам евровые компенсации.

— Пока самая большая компенсация, которую получили россияне, — 1800 евро. Семье из трёх человек выплатили по 600 евро, — рассказывает Гильманов.

При этом с компенсациями за задержки и отмены внутренних российских рейсов дело обстоит по-другому. 

— Основная проблема в том, что они ничтожно малы. В сегодняшнем варианте законодательства за 1 час задержки самолёта пассажиру в России полагается 25 рублей, — говорит Гильманов. — Вряд ли стоит затевать разбирательство, учитывая этот фактор. Задержали самолёт на 4 часа? Вам положено всего 100 рублей! 

Российские власти уже обещали внести в Воздушный кодекс России поправки, чтобы увеличить компенсации за задержки рейсов до 380 тысяч рублей на пассажира. Но пока это только слова.

Как сделать всё самому

Если вы не хотите прибегать к услугам посредников, а действовать предпочитаете самостоятельно, то перво-наперво предстоит разобраться с законодательством страны вылета, либо страны "прописки" авиакомпании. Это две юрисдикции, под которые может попадать рейс. Далее необходимо оценить свой случай, понять, возможно ли получение компенсации. 

Следующий шаг — составление претензионного заявление в авиакомпанию на английском языке с оглядкой на законодательство Евросоюза в целом и законодательство той страны, где либо "прописана" авиакомпания, либо произошёл случай задержки самолёта, отмены рейса, овербукинг. 

Это заявление следует отправить в авиакомпанию одним из способов, которые указаны на сайте авиаперевозчика. Одни хотят получить e-mail, другие требуют заполнение соответствующей формы на сайте. Кто-то по старинке требует прислать факс или письмо в конверте. 

Самое главное — добиться получения ответа от авиакомпании посредством дополнительных обращений и звонков. Дело в том, что даже в Евросоюзе, где, как мы привыкли считать, "всё чинно и благородно", белых и пушистых авиачиновников не существует. 

Наиболее частый исход — отказ в выплате компенсации или игнорирование ваших обращений. В случае получения отказа вами составляется юридически аргументированный ответ со всеми ссылками на законодательство. Следующий шаг — обращаться в органы стран Евросоюза, регулирующие взаимоотношения перевозчика и пассажира. Последняя инстанция — суд. Скорее всего, на все хлопоты и ожидание у вас уйдёт год. 

Что требовать в аэропорту при задержке? 

Спустя 2 часа после задержки вы имеете право на прохладительные напитки и холодные закуски. Далее авиакомпания должна предоставлять напитки и питание раз в 3–4 часа. Кроме этого, за счёт авиакомпании вы можете сделать 2 телефонных звонка или вам должны предоставить возможность отправить E-mail или факс. Если с вами летят дети до 7 лет, то вам обязаны предоставить комнату матери и ребёнка.

Спустя 4 часа задержки вы имеете право на горячее питание (далее каждые 6 часов). При задержке рейса на 8 часов в дневное время или на 6 часов в ночное вас обязаны разместить в гостинице на время задержки с предоставлением трансфера до гостиницы и обратно в аэропорт.

Если же ваш рейс неожиданно оказался отменён, а вы уже находитесь в аэропорту, то вы вправе требовать один из следующих вариантов:

  • Альтернативный транспорт в конечную точку назначения при первой же возможности. Или перебронирование на более позднюю, удобную для вас дату, учитывая количество доступных мест. При этом обязанность авиакомпании предоставлять помощь и проживание прекращается.
  • Возмещение стоимости билета в течение 7 дней, а также возвращение в исходную точку маршрута, если дальнейшее продолжение путешествия не имеет смысла. Это распространяется также на задержки длительностью более 5 часов.

Если вы столкнулись с задержкой или отменой рейса, будет не лишним сделать пару фотографий экрана, где написано, что рейс задержан. Идеально взять справку с печатью аэропорта, где будет указано официальное время задержки.

И главное, никогда не выкидывайте посадочные талоны!

Кстати, срок давности на выплату компенсации колеблется от 3 до 6 лет в зависимости от законодательства страны, под которое попадает авиаперевозчик. Самое время повспоминать, не было ли с вами случаев, за которые ещё можно получить выплаты.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров