Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 января 2017, 07:30

Битва за "Золушку". Кто и как делит классику советского кинематографа

Уже несколько лет руководство студии "Ленфильм" пытается забрать у Госфильмофонда права на владение коллекцией кинофильмов, снятых до 2002 года. Лайф разобрался в том, какие доходы приносит советская классика.

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев/Кирилл Каллиников

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев/Кирилл Каллиников

Министр культуры Владимир Мединский 23 января в который раз заявил, что "Ленфильму" и киностудии имени Горького необходимо вернуть аудиовизуальные коллекции, созданные до 2002 года и находящиеся сейчас во владении Госфильмофонда. 

— Закрепление прав за стопроцентно государственными киностудиями просто приведёт к их более эффективному использованию. На примере "Мосфильма" мы это видим. Доходность от коллекции "Мосфильма" сравнительно и пропорционально на каждую картину очень высокая. Это их собственные деньги, они за них борются, — пояснил Мединский.

По словам главы "Ленфильма" Эдуарда Пичугина, студия теряет десятки миллионов рублей из-за того, что не владеет правами на коллекцию, а то, что сейчас доходы с неё получает Госфильмофонд, — вопиющая несправедливость.

Золотая классика

"Золотая коллекция" — собрание фильмов, снятых на старейшей киностудии России до 2002 года.

фильмы

Сейчас права на коллекцию принадлежат Госфильмофонду РФ.

В 2003 году на основании указа президента киностудия "Ленфильм" была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество. Частная компания по закону не имеет права владеть фондами, поэтому они были отделены от студии в специально созданное ФГУП "Фильмофонд киностудии "Ленфильм". Но позже это предприятие упразднили, а коллекция в конечном счёте стала собственностью Госфильмофонда РФ.

Наиболее активно вопрос передачи прав на "золотую коллекцию" студии "Ленфильм" обсуждался в 2014 году, когда дирекция киностудии обратилась в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность возвращения коллекции. Эту идею поддерживали многие видные кинодеятели: продюсер Сергей Сельянов, народный артист СССР Олег Басилашвили и другие. В то же время категорически против передачи авторских прав выступили Александр Сокуров, Марлен Хуциев, Владимир Наумов, Вадим Абдрашитов, Игорь Масленников. 

— Отдельные частные лица (их, кстати, не так много), естественно, заинтересованы в собственной экономической выгоде, но вопрос не стоит ставить так: отдавать ли права "Ленфильму" и студии Горького или не отдавать. Права на все фильмы, снятые при советской власти на государственные деньги, должны быть у государства, — заявил Андрей Кончаловский.

Вопрос прорабатывало Минкультуры. В итоге гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачёв заявил, что передавать права студии нецелесообразно, ведь "Ленфильм" сейчас — открытое акционерное общество, то есть в случае передачи прав коллекция, являющаяся национальным достоянием, попадёт в частные руки.

На сегодняшний день мнение Николая Бородачёва не изменилось. 

— Ни юридических, ни моральных оснований у ОАО "Ленфильм" претендовать на авторские права нет. Моральных — поскольку полная коллекция советских фильмов киностудии "Ленфильм" бережно хранится, реставрируется и переводится на цифровые носители именно в Госфильмофонде России; юридических — вновь созданная киностудия ОАО "Ленфильм" не является правопреемником или правонаследником бывшей киностудии "Ленфильм", это не творческий коллектив, а производственно-техническая база.

Он отметил, что заявления в духе "восстановим киностудию "Ленфильм", "восстановим киностудию "Союзмультфильм" звучат довольно часто.

— Возникает вопрос: если уважаемые режиссёры Александр Сокуров, Алексей Герман — младший, Юрий Норштейн, Гарри Бардин и другие найдут финансовые средства, будут ли они снимать на "Ленфильме" или "Союзмультфильме"? Естественно, нет. У них у каждого своя киностудия и они будут снимать на своих киностудиях. Возможно, они будут пользоваться производственно-техническими базами "Ленфильма" и "Союзмультфильма". Но это уже другое дело, — заявил Бородачёв Лайфу.

Впрочем, и Минкультуры осталось при своём мнении.

— Закрепление прав за стопроцентно государственными киностудиями просто приведёт к их более эффективному использованию. На примере "Мосфильма" мы это видим. Доходность от коллекции "Мосфильма" сравнительно и пропорционально на каждую картину очень высокая. Это их собственные деньги, они за них борются, — сказал министр Мединский во время подведения итогов Года российского кино 23 января.

Цена коллекции

По словам руководителей киностудий, лишившихся своих коллекций в ходе приватизации (а кроме "Ленфильма" это ещё и студия Горького), развитие студий тормозится во многом из-за того, что они не имеют дохода от продажи прав на известные советские фильмы.

Однако, как рассказал Лайфу Николай Бородачёв, суммы доходов от владения коллекцией сильно преувеличены.

— Все приводят в пример киностудию "Мосфильм" — мол, она пользуется авторскими правами на "золотую коллекцию" и поэтому так процветает. Во-первых, киностудия "Мосфильм" включена в перечень стратегических объектов Российской Федерации. Во-вторых, руководство киностудии никогда не инициировало раздел киностудии на производственно-техническую базу и фонд. Я разговаривал с Кареном Шахназаровым, он сказал, что от авторских прав на коллекцию киностудия получает на содержание не более 20 процентов. И то эти цифры были в начале. Сейчас права на многие фильмы уже давно проданы, поэтому меньше поступлений, — рассказал Бородачёв.

Гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин в 2014 году заявлял, что в случае с правами на коллекцию "Ленфильма" речь идёт о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки, без которых студию невозможно возродить. Однако, по словам Николая Бородачёва, коллекция "Ленфильма" в год приносит в разы меньше.

— Анализируя всю сложившуюся ситуацию, поневоле приходишь к выводу, что речь идёт о попытке рейдерского захвата госимущества с участием государственных чиновников, как это происходило в 90-е годы. Непонятно, откуда берётся цифра возможных доходов с коллекции в 200 миллионов рублей, которую озвучивает руководитель ОАО "Ленфильм". На самом деле сумма в десятки раз ниже. Продажей прав занимается компания "Твин", она нам отчисляет со сделок определённый процент. Договор с этой организацией заключали не мы, а ещё фильмофонд "Ленфильма", у них контракт до 2024 года.

В 2013 году студия "Ленфильм" получила госгарантию на кредит в 1,5 миллиарда рублей на реконструкцию. В итоге банк "ВТБ" заключил с "Ленфильмом" соглашение об открытии кредитной линии на 10 лет на сумму 1,53 миллиарда рублей.

Подписывая соглашения, банк рассчитывал на получение студией доходов и с "золотой коллекции", хотя на тот момент она ещё не принадлежала "Ленфильму". Вскоре после заключения соглашения банк начал направлять письма руководству студии с просьбами об "ускорении процесса заключения договора с Госфильмофондом об управлении "золотой коллекцией" (есть в распоряжении Лайфа).

Эдуард Пичугин сказал Лайфу, что использовать доходы с коллекции предполагалось, но в итоге пришлось искать другие источники дохода.

— Это предполагалось, и банкиры учитывали эту вероятность — с учётом логики и каких-то устных заявлений отдельных чиновников и ведомств о том, что надо вернуть права на коллекции студиям страны. И банкиры предполагали, что это будет дополнительный доход, подушка безопасности. Сейчас мы этой подушки не имеем и используем другие непрофильные активы, их реализация позволяет иметь подушку безопасности, — отметил Пичугин.

При этом глава "Ленфильма" отказался конкретизировать, чем заместили доход от коллекции.

Председатель совета директоров "Ленфильма" Фёдор Бондарчук в разговоре с Лайфом признал, что без коллекции "всё немножко не так складывается".

— То, что я точно знаю, и правда на моей стороне, — это то, что коллекция "Ленфильма" должна принадлежать "Ленфильму". Как уберечь коллекцию от того, что она может быть приватизирована или может уйти из-под контроля государства или владения государства, — наверное, такие способы есть. Вот я пытаюсь их найти. Коллекция должна работать на студию, на тех людей, которые имеют прямое к ней отношение. Тем более что управление "золотой коллекцией" стояло в нашем бизнес-плане. Из-за неё у нас всё немножко не так складывается. Мы это проживём, мы это всё и без неё вытерпим, — отметил Бондарчук.

Режиссёр отметил, что понимает сложности передачи госколлекции частной компании, поэтому много раз предлагал различные варианты управления ею.

— "Ленфильм" — частная компания, но со стопроцентным участием государства. Наверное, опасения состоят в том, что компания может быть приватизирована и коллекция уйдёт из-под контроля государства. Поэтому можно сделать стопроцентно государственную организацию как селлера, дистрибьютора этой коллекции. Но то, что она находится не на "Ленфильме" и не работает на "Ленфильм", — это неправильно, — считает Фёдор Бондарчук.

Неопределённые владельцы 

Судьба "золотой коллекции" пока остаётся неразрешённой. Минкультуры в 2016 году вновь поднимало вопрос передачи прав на коллекцию "Ленфильму" после того, как эта тема обсуждалась кинодеятелями с Владимиром Путиным во время его визита на старейшую киностудию 20 июня.

В октябре министр культуры Владимир Мединский написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вновь рассмотреть вопрос о передаче "Ленфильму" и студии Горького прав на все фильмы, снятые на них до 2002 года. Но в декабре Росимущество дало отрицательный отзыв на предложение Мединского.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров