Снежный апокалипсис. Лётчики — о работе во время снегопада
Российские пилоты рассказали Лайфу об опасностях работы в сильнейшие снегопады, а также почему авиаперевозчикам выгодно задерживать рейсы.
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
"Уважаемые пассажиры, ваш рейс задерживается в связи с сильными снегопадами". Едва заслышав эту фразу, уважаемый пассажир думает: "Да бл***, куда мне теперь деваться-то?" Но, поверьте, иногда лучше всё-таки опоздать.
Сложности для лётчиков в снежную погоду
— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное могут возникнуть проблемы в виде включённых фар, которые отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает лётчик воздушного судна Дмитрий.
— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером. Основная проблема снегопадов, конечно же, на земле, так как затруднение движения приводит к отмене рейсов. Обычно рейсы переносятся, либо улетают с задержкой из-за нехватки самолётов или сбоя расписания, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.
— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.
— В России в большинстве аэропортов — некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — говорит командир воздушного судна Дмитрий.
— Сложнее, чем обычно, ввиду того, что ухудшаются аэродинамические характеристики. Плюс ко всему увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, в результате меньше взлётно-посадочных операций на полосе и больше пробок в небе, — утверждает Павел.
Отменять рейс — выгодно
— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов в разных направлениях. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта, в обычных простых условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс и компоновать его всего на два самолёта вместо четырёх. А тут такой повод.
Но бывает, что авиакомпания с небольшим парком самолётов не может догнать расписание и в пункте назначения не предвидится улучшения погодных условий. В таком случае авиакомпания может отменить рейс. Рейс отменяют исключительно коммерсанты совместно со штурманом авиакомпании, — рассказал пилот.