"Вечный студент". У него нет секса и постоянной работы
Петенька Трофимов, выдуманный Чеховым, и сейчас гуляет по России. Другой вопрос, что он несколько изменился: "вечноучащийся" может оказаться в юбке, увлекаться эротическими техниками и даже мечтать о сцене. Главное — он всё также постоянно учится. Маниакально. Лайф о том, что скрывается под личиной бесконечного образования и что делать, если вы заучились.
Как утверждают психиатры, треть населения не нашла себя ни в профессии, ни в призвании. Эти люди хотят постоянно учиться: у одних это может перейти в психопатию, а у других никакой "гонки" нет. Поэтому далеко не все вечные студенты заметны. Люди таким образом бегут от одиночества или пытаются, попробовав себя в чём-то новом, наконец-то определиться с работой.
Оказывается, основная причина непрекращающейся учёбы — семейные наставления. "Ты должен быть врачом!", "Нормальные люди не идут в театр!", "Ты не будешь ходить в музыкальную школу — ты мальчик!" — это приводит к тому, что в будущем дети не смогут найти себя. По словам специалистов, заучиться могут все — неважно, есть у человека семья или нет.
Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким
Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге — 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики — что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в "Макдоналдс"), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит "на образование".
Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.
Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером — позвонить репетитору по чему-нибудь. Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10—11 утра, а приходит спустя 8—9 часов. Её "всё устраивает". Ну, почти всё.
Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.
В режиме нон-стоп курсов "учащаяся" уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.
Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.
Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.
— Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.
Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной "учёбы" — сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.
— Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, — сказал Полеев. — Мой опыт говорит, что тренинги — это неплохо. Масса девочек, ранее "психологически неуклюжих", повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.
Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться — почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит — пустая трата денег.
Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на "одинокую аудиторию".
— Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, — говорит Милехин. — Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять — неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.
Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то "выстрелить"
За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать "звездой", а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на "Фабрику звёзд", пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.
— Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё. Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, — рассказывает Игорь. — Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится — меня заметят.
Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи — он считает, что пока рано. "Да и всё не то".
Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его "уникальность" должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что "он — мальчик который не вырос".
По словам психиатра Михаила Виноградова, "маниакальное желание стать известным" связано с тем, что человек вовремя не "оторвался от семьи".
— Раньше было понятие — психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый "правильный" путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, — говорит Виноградов.
Патологическое студенчество. Учиться, чтобы учиться
36-летняя Елена недавно закончила медицинский техникум. Получать среднеспециальное образование женщина решила, чтобы "научиться правильно делать прививки своему ребёнку" — на это Лена потратила 4 года. Надо сказать, что отучилась мамочка на "отлично". Как поясняет новоявленный медик, она только после 25 поняла, как классно учиться, а потому теперь "остановиться сложно".
Вообще Лена закончила МГУ, а сейчас учится ещё и в аспирантуре (соискателем учёной степени женщина решила стать два года назад). К 36 годам вечная студентка научилась искусству массажа, свободно говорить по-английски, наращивать самостоятельно ногти. И большую часть жизни (родители помогают) девушка не работала, а если и шла зарабатывать, то "для души".
— У меня должно быть время, чтобы учиться. Мама это понимает, — рассказывает женщина. — Я чувствую себя удовлетворённой, когда начинаю в чём-то разбираться, получаю оценки...
Сейчас Елена хочет получать второе высшее — стать врачом. И её не пугает тот факт, что учиться придётся не меньше 6 лет.
Психиатр Михаил Виноградов говорит, что "учёба ради учёбы" — патология.
— Это навязчивое стремление. Такие люди себя не находят и не найдут, если им также не обратиться к специалисту (если они признают проблему). Учёба должна быть для того, чтобы она помогала развиваться в каком-то одном направлении или хотя помогла определить жизненную позицию. Тут такого нет, знания особо в жизни не будут применяться. Нужно разбираться со структурой личности, с тем, что человек действительно может и хочет. Пока последнее не определено, есть метания в таком зрелом возрасте, результатов от учёбы никаких не будет.