Неотложка за 800 евро и смерть в очереди к врачу
Многочасовые очереди в приёмном покое больниц, неправильно поставленный диагноз и невозможность быстро попасть к профильному специалисту. Думаете, речь идёт о российской системе здравоохранения? Не угадали. Журналист Анастасия Митягина — о плюсах и минусах "скорой помощи по-немецки".
Коллаж: © L!FE Фото: © Panther Media/BEW/East News
"У меня заболел ребёнок, и я вызвала неотложку" — время от времени слышу я от подруг и каждый раз изумляюсь тому, как это, оказывается, может быть просто. А они удивляются, когда слышат от меня, что я повела заболевшего ребенка к врачу вместо того, чтобы вызвать его на дом. Нет, мне совсем не хочется её тащить с температурой в больницу, но другого варианта в Германии нет.
Местная система здравоохранения устроена совершенно иначе, чем в России. Да, она работает слаженно, её уровень в целом лучше, чем у нас, да и с серьёзными заболеваниями здесь борются успешнее, чем на родине. Но помимо этих неоспоримых достоинств существуют и другие нюансы местной медицины, которые приезжему не всегда понятны, а иной раз и вовсе кажутся странными.
Так, в отличие от России, вызов врача на дом в Германии не является распространённой практикой, неотложки не существует, а вызвать скорую помощь так, чтобы не выкладывать потом за ложный вызов от 200 до 800 евро, можно в строго определённых случаях.
Отдельные педиатры указывают, что их медицинская практика допускает визиты на дом, но, как правило, это скорее редкость и относится только к посещению новорождённых. В основном же врачи, как детские, так и взрослые, больных на дому не посещают. Для того чтобы наблюдать грудничков, молодые мамы ищут себе патронажных сестёр, которые будут приходить на дом в первые месяцы жизни малыша. А для пожилых пациентов существуют специальные службы ухода, которые приходят с регулярными визитами и оказывают рутинную медпомощь.
Все остальные жители Германии, имеющие страховку, в случае болезни отправляются прямиком к лечащему врачу, с температурой или без неё. Попасть к доктору на приём в Германии можно достаточно оперативно — записаться можно в день обращения. Впрочем, это правило касается только врачей общей практики — терапевтов, зубных и так далее.
Попасть же к специалисту более узкого профиля сложнее. Для этого, во-первых, нужно будет направление от лечащего врача, а во-вторых, предварительная запись. Опять же, в экстренных случаях лечащий врач может ускорить время приёма, но для этого нужны будут действительно веские основания.
В обычной же ситуации придётся ждать: чтобы попасть к кардиологу, дерматологу или на МРТ, нужно подождать около месяца, на поход к гастроэнтерологу нужно записываться за два месяца.
Россияне, привыкшие к системе отечественной медицины, часто ропщут на то, как лечат в Германии. Основной подход немецкого врача заключается в том, что пациент — априори — здоров, а значит, скрытых и подозрительных болезней просто так тут не ищут. Для того чтобы начать искать болезнь, нужен повод — конкретные жалобы пациента.
Без жалоб врач не будет брать анализы и давать направление на дальнейшие исследования. А чтобы снизить риски "незамеченных болезней", тут регулярно проводят диагностику в соответствии с возрастом и всячески поощряют пациентов не отлынивать. Так, те, кто не забывает проходить диспансеризацию вовремя, получают от страховой компании дополнительные бонусы и даже один выходной день, выделенный на посещение врачей.
Лекарства врачи тоже прописывают не очень охотно: как правило, либо рекомендуют выждать несколько дней, поддерживая режим обильного питья, и выдают шарики гомеопатии для ускорения процесса, либо назначают антибиотики и гормональную терапию, чтобы намертво выжечь причину жалоб.
Рядовые врачи этими методами и ограничиваются, поэтому, если в результате назначенной терапии улучшения не произошло, лучше проситься на приём в больницу или к профильному доктору, который более внимательно отнесётся к постановке диагноза и назначенному лечению.
Если время болезни некстати пришлось на те часы, в которые врач не работает, у больного есть несколько вариантов:
1. Самый распространённый — подождать до завтра или попробовать связаться с доктором самостоятельно. Пациент может позвонить в приёмную медицинской практики и попросить доктора перезвонить, но обязан сперва озвучить причину звонка (узнать результаты анализов, уточнить насчёт прописанных лекарств и так далее). Мобильные телефоны лечащих врачей получить невозможно. Исключение — отдельные педиатры, которые указывают на своих страницах телефоны для срочной связи.
2. Редко используемый — вызвать на дом врача. Существует медицинская служба дежурств, которая может отправить на дом врача в том случае, если человек лежит с высокой температурой или нуждается в медицинской помощи в то время, когда обычный врач не работает. Такого доктора можно вызвать в вечерние и ночные часы, а также в выходные и праздничные дни. Этот вызов выглядит примерно так же, как знакомый нам приход участкового: человек со стетоскопом и квалификацией терапевта приходит домой, производит поверхностный осмотр, оставляет рецепт на необходимое и уходит. Я наблюдала такой визит лишь однажды и не была очарована сутулым мужчиной, прошедшим в квартиру в пальто и ботинках, пропустившим обязательное мытьё рук и просмотревшим двустороннее воспаление лёгких у родственника.
3. Самый критический — вызвать скорую помощь. С ней у немцев тоже не всё так просто. Ситуации, в которых можно вызвать скорую, чётко регламентированы. Сама по себе скорая помощь — это машина с бригадой парамедиков, основная задача которых — довезти тебя до больницы живым. Врачи, которые работают на скорой, не ставят своей целью поставить точный диагноз или вылечить больного, — они должны максимально оперативно доставить пациента в больницу. Такая скорая помощь в обязательном порядке вызывается в случае аварии. А вот для того, чтобы вызвать скорую помощь на дом и быть уверенным в том, что расходы на неё покроет страховая компания, нужны веские основания: угроза жизни, инфаркт, сильное кровотечение или потеря сознания и так далее.
Роженица может вызвать скорую помощь только в том случае, если у неё отошли воды, но не по причине наступления схваток. В последнем случае считается, что можно вызвать такси или доехать на собственном транспорте.
Если вы сломали ногу, у вас есть все основания звонить в скорую помощь, поскольку сесть в обычную машину вы вряд ли будете в состоянии. А вот сломанная рука таким основанием не является — с ней придётся добираться до больницы самостоятельно.
Сомневающиеся в том, критический ли у них случай, могут позвонить в страховую компанию и уточнить, является ли сложившаяся ситуация неотложной для требования медицинской помощи и будут ли расходы на неё оплачены страховкой. Скорая помощь доставляет всех пациентов в приёмный покой экстренного отделения ближайшей больницы, и таких пациентов врачи осматривают в первую очередь. В том случае, если вызов скорой окажется оправдан лечащим врачом, больному нужно будет позднее оплатить сервисный сбор в размере 5–10 евро.
Если же врач сочтёт вызов скорой помощи неоправданным, страховая компания имеет право не возмещать стоимость вызова, а значит, придётся платить из своего кармана от 200 до 800 евро.
4. Самый популярный, он же самый неприятный и трудозатратный — отправиться в приёмную экстренного отделения ближайшей больницы. Этот способ хорош тем, что в больнице вас не отпустят домой, пока не возьмут все необходимые анализы. Но есть у него и один существенный недостаток: ждать своей очереди и результатов приёма придётся не один час. Именно поэтому в тех случаях, когда есть подозрение на действительно критическую ситуацию, отдавать ему предпочтение не стоит.
Скромная бабушка моей знакомой, у которой было подозрение на инфаркт, отказалась от вызова скорой помощи и умерла, не дождавшись своей очереди в приёмном покое больницы.
Время ожидания в больничном приёмном покое — одна из главных причин нарекания пациентов: прождать можно несколько часов, даже если приёмная будет казаться полупустой. Личный рекорд из знакомых мне — четыре часа ожидания первичного приёма и 12 часов суммарного ожидания с момента входа в больницу до принятия решения о госпитализации.
Причина проста: как правило, дежурная бригада врачей несёт ответственность и за тех, кого привозят в отделение на скорой, и за тех, кто уже находится в стационаре, и за тех, кто пришёл самостоятельно с жалобами. Причём третья категория обслуживается в последнюю очередь и по степени критичности.
Как-то раз в выходной день я неожиданно стала задыхаться, и мы с мужем помчались в больницу, чтобы срочно выяснить причину и принять меры. Нам с самого начала дали понять, что приоритетным пациентом сегодня мне не быть. Но когда через два часа ожидания из палаты напротив вывезли носилки, накрытые простынёй, меня быстро перестало беспокоить моё дыхание, и ждать приёма расхотелось. Тем не менее для тех, кому срочно необходима медицинская помощь, включающая полноценную диагностику, этот метод часто оказывается самым подходящим.
Главное — запастись терпением. Сами врачи экстренных отделений, впрочем, говорят, что лучше "перебдеть, чем недобдеть" и лишний раз прийти в случае беспокойства, чем дотерпеть до критического состояния.
Однако один несомненный плюс у такой системы есть. Эта методология очень быстро излечивает от ипохондрии, потому что даже самому отчаянному ипохондрику достаточно одного-двух визитов в отделение экстренной помощи, чтобы признать себя здоровым в общем-то человеком и впредь держаться подальше от больниц без действительно веского повода для их посещения.