Полковник космических войск: В Крыму откроют первый пункт управления спутниками
Начальник Главного испытательного центра управления космическими средствами Воздушно-космических сил России Сергей Марчук рассказал Лайфу, что высокотехнологичный комплекс заработает в ближайшее время.
С. МАРЧУК: В настоящее время отдельный командно-измерительный комплекс, который находится в Евпатории, входит в состав Главного испытательного космического центра. Нам удалось поставить новые радиотехнические средства, которые позволяют улучшить эффективность управления орбитальной группировкой. Буквально через небольшой промежуток времени отдельный командно-измерительный комплекс станет на дежурство. Это очень серьёзное историческое событие, прежде всего, для ветеранов космоса. Современная инфраструктура, хороший личный состав. Нам удалось организовать взаимодействие, в том числе и информационное, с принятием информации от космических аппаратов через радиотехнические средства евпаторийского комплекса до ЦУП. Мы ещё не начали проводить сеансы управления на данном отдельном командно-измерительном комплексе, мы только готовимся. Но какой блеск в глазах у личного состава воинской части! Какой блеск в глазах у гражданского персонала, ветеранов, жителей Крыма, что Крым наконец-то входит в космическую гавань. Люди очень долго ждали этого. Мы прекрасно понимаем, что ранее евпаторийская земля была местом реабилитации наших космонавтов: Юрия Алексеевича Гагарина, Германа Степановича Титова, поэтому с нетерпением ветераны ждут возвращения и проведения первого сеанса управления, первого контакта с космическим аппаратом уже в составе Главного центра, в составе Космических войск, Воздушно-космических сил и в составе РФ. Это очень серьёзное и очень историческое значение.
Полную версию программы "Генштаб" с Сергеем Марчуком слушайте в аудиозаписи.
И. КОРОТЧЕНКО: Здравствуйте, это программа "Генштаб". В студии Игорь Коротченко. С удовольствием представляю нашего гостя. Здесь, в студии, рядом со мной начальник Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова Воздушно-космических сил России, полковник Сергей Иванович Марчук. Сергей Иванович, здравствуйте.
С. МАРЧУК: Здравствуйте, уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые радиослушатели.
И.К.: Поговорим сегодня мы об основных направлениях деятельности Главного испытательного космического центра Космических войск ВКС по обеспечению бесперебойного управления космическими аппаратами российской орбитальной группировки. Разумеется, на фоне тех событий, которые сегодня происходят в мире, полагаю, что вопрос более чем актуальный, поэтому давайте начнём с того, что 4 октября в нашей стране традиционно отмечается День Космических войск, а Главный испытательный космический центр, которым вы руководите, является важнейшим компонентом Космических войск. Давайте напомним нашим радиослушателям: профессиональный праздник Космических войск связан именно с этой датой — 4 октября.
С.М.: 4 октября в Вооружённых силах РФ, в России отмечается День Космических войск. 59 лет назад произошло знаменательное событие в мире — открытие космического пространства, был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли. Личным составом частей запуска и частей управления космических аппаратов была осуществлена подготовка, запуск и обеспечение сопровождения первого искусственного спутника Земли. Эти воинские части в настоящее время стали основой Космических войск Воздушно-космических сил Вооружённых сил РФ. Этот день — 4 октября, день запуска первого искусственного спутника Земли — является профессиональным праздником — Днём Космических войск.
Про управление космическими аппаратами
И.К.: Осуществлялось ли управление первым спутником как таковое в момент его запуска или всё-таки инфраструктура не была тогда сформирована в полном объёме?
С.М.: Да, действительно, очень интересный вопрос, ведь мы говорим о частях управления космическими аппаратами. А было ли управление? Изначально было запланировано именно управление первым искусственным спутником Земли, но ситуация сложилась таким образом, что на орбиту вышел неуправляемый искусственный спутник Земли "ПС-1" — простейший спутник. Для того чтобы обеспечить сопровождение космических аппаратов, а в дальнейшем чтобы обеспечить управление ими, наряду с государственным испытательным космодромом была создана сеть наземных испытательных пунктов командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами по всей территории Советского Союза. Данные наземные испытательные измерительные пункты расположились таким образом, чтобы обеспечить контакт с космическим аппаратом на больших углах наклонения, чтобы они могли снимать телеметрическую и траекторную информацию, могли непрерывно выдавать команды управления на территории всего Советского Союза и обеспечить непрерывное управление или сопровождение космических аппаратов. Для этого к 1957 году и была построена сеть наземных измерительных пунктов и сопровождения. Сопровождение осуществлялось командно-измерительным комплексом управления космическими аппаратами, простейшим спутником ПС-1, который был запущен 4 октября 1957 года.
И.К.: Какие задачи сегодня выполняет Главный испытательный космический центр?
С.М.: Главный испытательный космический центр Министерства обороны имени Германа Степановича Титова является очень сложным, высокотехнологическим соединением Вооружённых сил РФ, входит в состав армии Воздушно-космических сил особого назначения, Космических войск Воздушно-космических сил.
Поддержание её состава в исправном состоянии. Главный центр позволяет обеспечивать запуски всех ракетоносителей. Кроме этого производит лётные испытания и отработку перспективных космических средств, применение Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, поддержание заданных параметров навигационного поля, а также предоставление навигационного обеспечения потребителям. Кроме этого — применение системы единого времени и частотного эталона. Цель — предоставлять частотно-временное обеспечение потребителям Вооружённых сил РФ. В настоящее время Главный испытательный космический центр состоит из испытательных центров, которые осуществляют организацию и управление космическими аппаратами, отдельных командно-измерительных комплексов и отдельных измерительных пунктов, которые осуществляют проведение и подготовку сеансов управления космических аппаратов. Отдельные командно-измерительные комплексы и пункты находятся на всей территории РФ от Калининграда до Камчатки. Это им позволяет непрерывно управлять орбитальной группировкой космических аппаратов РФ. Ежедневно в состав дежурных смен заступает тысяча военнослужащих и гражданского персонала, задачами которых являются подготовка технических средств управления и связи, вхождение в связь с космическим аппаратом и оценка телеметрической информации, измерение текущих навигационных параметров, то есть полная оценка состояния космических аппаратов для принятия управленческих воздействий.
И.К.: Вот поясните для неподготовленных слушателей, как осуществляется цикл работы, допустим, с запуска того или иного спутника, как происходит взятие на сопровождение и приведение в нужную точку орбиты? Как конкретно делается механизм?
С.М.: В современных условиях это очень интересный процесс, который позволяет в реальном масштабе времени видеть процесс запуска космического аппарата, выведение его на орбиту и управление данным космическим аппаратом. Всегда можно увидеть процесс, когда происходит запуск космонавтов и вывод их на орбиту. Когда космонавты сидят в космическом аппарате, далее происходит запуск. Мы видим, как стартует ракета не только снаружи, но и как ведут себя космонавты. Далее длительный цикл в течение суток или трёх до момента стыковки с международной космической станцией "Альфа". Необходимо представить, что скорость движения космического аппарата составляет 8 км/с — первая космическая скорость. На таких скоростях происходит управление космическим аппаратом на орбите. Расстояние — от 100 километров до многих тысяч километров. При таких скоростях это сложный процесс, и управление осуществляется через наземные испытательные комплексы, которые расположены на территории России. Таким образом, мы даём команды управления на космический аппарат, мы видим, как он себя ведёт, состояние его бортовой аппаратуры, всё ли у него исправно и надёжно.
Необходимо оперативно принимать решения для того, чтобы не потерять космический аппарат. Управляющие команды формируются в Центре управления полётами, который находится в Краснознаменске. Кроме этого есть запасные пункты и центры управления полётами, которые позволяют резервировать управление космическими аппаратами и повышать надёжность работы. Из ЦУП команды передают на отдельные командно-измерительные комплексы, радиотехнические средства, где личный состав воинских частей Главного испытательного центра принимает эту информацию и в автоматизированном или в ручном режиме выдаёт на борт космического аппарата. Почему команды отдельных командно-измерительных комплексов? Потому что космический аппарат в это время должен находиться над воинской частью, где будет происходить управленческое воздействие. Личный состав снимает информацию с бортовых систем, измеряет текущие параметры и передаёт данную информацию в Центр управления полётом, который находится в Краснознаменске, чтобы в дальнейшем можно было принять решение о дальнейшем использовании космических аппаратов. Данная работа очень интересная, непрерывная, требует высокого внимания и профессионализма от личного состава.
И.К.: Около тысячи военнослужащих круглосуточно осуществляют процесс дежурства. Почему такое большое количество людей? Это связано с наличием командно-измерительных центров по всей территории России?
С.М.: Да, безусловно. Большое количество именно отдельных командно-измерительных комплексов и пунктов. У нас серьёзная орбитальная группировка, большое количество космических аппаратов. Космический аппарат у нас решает очень сложные задачи. Для того чтобы выдавать те команды, которые необходимы, решать те задачи, которые необходимо решать, для этого и заступает на дежурство большое количество личного состава. Это количество не то что большое, оно оптимальное, позволяет надёжно управлять орбитальной группировкой космических аппаратов. В этот состав заступающей дежурной смены входят военнослужащие испытательного космического центра и гражданский персонал, который выполняет задачи по управлению космическими аппаратами. Кроме этого, в управлении космическими аппаратами нам помогают представители промышленности, наши уважаемые ветераны, учителя, сопровождают управление космическими аппаратами ведущие вузы Министерства обороны РФ. Процесс управления очень интересный, многогранный и сложный. Если учесть, что дежурные смены расположены от Калининграда до Камчатки, и процесс управления происходит круглосуточно, то необходимо непосредственно из Краснознаменска общаться круглосуточно со всеми дежурными расчётами, дежурными сменами, которые несут непрерывно дежурство. Это большое количество сеансов управления, большая орбитальная группировка. Кроме этого, эта орбитальная группировка постоянно наращивается, модернизируется. Для этого и заступает столько личного состава.
И.К.: "Управляющее воздействие", как вы называете, это радиокоманда, содержащая, очевидно, определённый состав импульсов, чего-то ещё — не будем детализировать, который выдаётся с антенн конкретного командно-измерительного комплекса на космический аппарат. Я правильно понимаю? Это радиокоманда?
С.М.: Да, вы абсолютно правильно всё понимаете. Это система передачи радиосигналов. Если раньше мы только принимали радиосигнал от первого искусственного спутника Земли, затем были космические аппараты, которым мы отдавали одноразовые команды для включения или отключения бортовой аппаратуры, то в настоящее время космический аппарат — очень сложный технический элемент. Для того чтобы выполнить ряд задач, которые он выполняет, необходимо большое количество команд. Эти команды формируются в программы и в автоматизированном режиме передаются на радиотехнические средства, которые расположены в наземных комплексах управления. Кроме того, сам сигнал, передаваемый с борта, является тоже сложным.
И.К.: С борта космического аппарата на наземный приёмный командно-измерительный пункт?
С.М.: Да. Не только состояние борта. Также здесь есть целевая информация, которая передаётся. Например, навигационные параметры или информация о метеообстановке. Сигналы теперь передаются на космический аппарат, связанные системой единого времени, частотным разделением, чтобы связать всю орбитальную группировку в единые параметры по временам, по навигации и нахождению её в пространстве.
И.К.: В целом можете привести цифры? Например, сколько сеансов управления осуществлялось? Я видел такую статистику, что более 10 миллионов сеансов управления космическими аппаратами выполнил ваш центр за всё время существования. Действительно такой большой объём работы?
С.М.: Да, действительно, такое количество сеансов управления выполнено за всю историю существования испытательного космического центра. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли, населению сообщили, что искусственный спутник Земли пролетит над Москвой, чтобы радиолюбители могли услышать сигнал космического аппарата. Такой сигнал — это проведение одного сеанса управления.
Это постоянный контакт с космическими аппаратами. На данный момент времени необходимо не только снимать информацию о состоянии борта, а постоянно проводить эксперименты, поэтому Главный космический центр и является испытательным космическим центром. Каждый космический аппарат как живой, он необыкновенный. К нему нельзя относиться таким образом, что это серийный образец, он стандартный. В космическом пространстве происходят разные явления. В настоящее время не все из них можно описать. В этом и заключается внимание к каждому космическому аппарату, в этом и сложность сигнала, передаваемого на космический аппарат. В этом сложность и сигнала, принимаемого с борта космического аппарата. В этом сложность оценки всей информации, оперативной передачи её в ЦУП для принятия своевременного решения. Кроме этого производится большое количество сеансов управления, чтобы всё время владеть информацией, потому что потеря космического аппарата может привести к серьёзному экономическому ущербу по орбитальной группировке. Мы должны оперативно владеть ситуацией. Да, можно было бы управлять всё время через один космический командно-измерительный комплекс, но это при условии, когда летает простой космический аппарат. А такие космические аппараты типа ГЛОНАСС, международной космической станции "Альфа", на которой находятся космонавты, требуют более тщательного внимания. Космонавты на борту должны заниматься своими задачами, а личный состав, который занимается управлением международной космической станцией в составе дежурных смен, должен заниматься своими, обеспечивая именно функционирование космонавтов на борту независимо от управленческих воздействий, которые происходят от радиотехнических средств.
О преимуществах ГЛОНАСС перед GPS
И.К.: Каков сегодня состав российской орбитальной группировки? Военные и гражданские спутники в одинаковых условиях находятся?
С.М.: В настоящее время орбитальная группировка РФ насчитывает около 150 космических аппаратов.
И.К.: Действующих, да?
С.М.: Действующих космических аппаратов. На управлении Главного испытательного космического центра находится более 70% аппаратов военного и двойного назначения. Более 60% космических аппаратов являются аппаратами военного и двойного назначения. В настоящее время в Главном космическом испытательном центре находится большое количество центров управления полётами, которые осуществляют управление космическими аппаратами. Одним из центров управления космическими аппаратами является Центр управления глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.
И.К.: Давайте про ГЛОНАСС поговорим более подробно: состав группировки, что она позволяет, в чём её преимущества или недостатки, может быть, по сравнению с существующими американскими, европейскими и китайскими аналогами.
С.М.: Центр управления ГЛОНАСС находится в городе Краснознаменске в Главном испытательном космическом центре. В настоящее время глобальная навигационная система ГЛОНАСС развёрнута в полном составе. Кроме того, на орбите есть космические аппараты, находящиеся в резерве. Штатное построение орбитальной группировки ГЛОНАСС предполагает 24 космических аппарата, размещённые в трёх орбитальных плоскостях. Высота обриты — 19 100 км, наклонение — 64,8. В этих трёх орбитальных плоскостях находится по восемь космических аппаратов. 24 космических аппарата ежесуточно находятся в рабочем состоянии, которое позволяет обеспечить навигационной информацией потребителей. В настоящее время функционируют космические аппараты "ГЛОНАСС-М" и "ГЛОНАСС-К". У космических аппаратов типа "ГЛОНАСС-К" увеличен срок активного существования до 10 лет. Использование негерметичной платформы приводит к уменьшению массы космического аппарата "ГЛОНАСС-М" с 1420 кг против массы космического аппарата ГЛОНАСС в 990 кг. Наличие дополнительной частоты с кодовым разделением и использование отечественной элементной базы при создании бортовой аппаратуры.
24 космических аппарата находятся в трёх орбитальных плоскостях с высотой 19 100 км и наклонением 64,8, что обеспечивает отличие от GPS. Шесть орбитальных плоскостей по пять космических аппаратов в каждой, высотой 20 200 км и наклонением 55 градусов.
И.К.: Ещё раз о том, для чего необходима глобальная навигационная система, в данном случае ГЛОНАСС? Какие она даёт преимущества и преференции для нашей страны в связи с тем, что, имея её, мы являемся независимыми в плане получения навигационной информации?
С.М.: В продолжение разговора об отличии ГЛОНАСС от GPS, преимущество системы ГЛОНАСС заключается в оптимальном использовании группировки на средних и среднеширотных регионах применительно к РФ. Кроме того, в отличие от GPS, космические аппараты ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют резонанса, синхронности с вращением Земли, что обеспечивает её большую стабильность.
Безусловно, система ГЛОНАСС обеспечивает независимость РФ в космическом пространстве. Следует отметить, что ведущие державы имеют свои навигационные системы, такие как американская система GPS, китайская и европейская. Если говорить о наиболее актуальных гражданских областях применения системы ГЛОНАСС, то 14 февраля 2009 года вступил в силу федеральный закон о навигационной деятельности. Законом предусматривается обязательное использование российской навигационной системы ГЛОНАСС не только федеральными органами власти, но и субъектами РФ. В настоящее время очень трудно найти сектор экономики, где бы ни использовались навигационные технологии. Современные средства спутниковой навигации уже сейчас широко используются в различных областях социально-экономической сферы и позволяют выполнять навигацию наземных, морских, речных, воздушных, космических средств, управление транспортными потоками всех видов, контроль перевозок ценных и опасных грузов, контроль рыболовства в территориальных водах, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды, функционирование систем обнаружения объектов, терпящих бедствие, геодезическую съёмку и определение местоположения объектов с достаточной точностью при прокладке нефте- и газопроводов, прокладывании линий электропередачи в строительстве, синхронизацию систем связи, телекоммуникации и электроэнергетике, решение фундаментальных геофизических задач, персональную навигацию индивидуальных потребителей. Наиболее актуальной областью военного применения безусловно является привязка группировок, войск, сил, родов и видов вооружённых сил, обеспечение органов военного управления сигналами точного времени, повышение оперативности управления войсками.
И.К.: Как часто возникают внештатные ситуации с космическими аппаратами? Есть такой термин "управлять спутниками в ручном режиме". Что это означает?
С.М.: Довольно-таки интересный и профессиональный вопрос. На современном этапе управление космическими аппаратами происходит в автоматизированном режиме, когда информация, которая формируется в ЦУП, передаётся по каналам связи до отдельных командно-измерительных комплексов в автоматизированном режиме по команде начальников дежурных расчётов, дежурных смен, которые находятся в воинских частях Главного испытательного космического центра. Данная информация передаётся на борт космического аппарата. В автоматизированном режиме информация и поступает, и снимается с борта космического аппарата на радиотехнические средства и принимается в ЦУП.
В этом случае мы переходим на управление в "ручной режим". Он может быть штатным и нештатным. Штатный режим — это когда мы выдаём по команде наших руководителей из ЦУП для решения каких-то внезапно возникающих задач или при необходимости испытания средств. Когда на основании анализа телеметрической информации мы видим, что с космическим аппаратом произошла нештатная ситуация. Например, есть проблемы с датчиками солнца, солнечными батареями или ориентацией космического аппарата, когда необходимо совершить импульс манёвра, оценить его состояние, где он находится в данный момент времени, правильно ли прошёл импульс манёвра, не требуется ли какой-либо коррекции, в этом случае управление происходит в ручном режиме. Ранее таким образом проходила стыковка международных космических аппаратов типа "Союз", международной космической станции "Альфа", где требуется ювелирная точность стыковки с международной космической станцией. В этом случае оператор по команде руководителя из ЦУП берёт и выдаёт команды на борт по команде руководителя, снимает и принимает информацию с космического аппарата, и оценка происходит в ЦУП. Это требует высокой внимательности от личного состава, двойного, тройного резервирования. При выполнении санкции управления такая операция проводится с двойным, тройным контролем, когда оператор запрашивает разрешение на выдачу команды у ЦУП. В ЦУП у оператора есть начальник расчёта, который контролирует правильность выдачи команды. Отдельно на командно-измерительном комплексе рядом с оператором находятся должностные лица, которые контролируют правильность выдачи команды на борт космического аппарата, потому что любая неправильно выданная команда классифицируется как неправильно выполненный сеанс управления, который может привести к очень серьёзным последствиям. Ручной режим отрабатывается при тренировках дежурных расчётов дежурных смен, в ходе повседневной деятельности. На это мы обращаем особое внимание. Уметь действовать личному составу в любых внештатных ситуациях, в любых условиях обстановки, чтобы оперативно реагировать на все ситуации, которые возникают на борту космического аппарата.
О внештатных ситуациях на орбите
И.К.: Как сегодня измеряется точность движения и положение космических аппаратов на орбитах?
С.М.: Когда был запущен первый искусственный спутник Земли, тогда и встал вопрос о том, как же определять местоположение космического аппарата. Были построены отдельные командно-измерительные комплексы, наземные измерительные пункты, которые позволяли отслеживать космический аппарат на траектории всего полёта. В настоящее время мы используем два основных метода определения местоположения космического аппарата. Первый — это сопровождение космического аппарата радиотехническими средствами отдельных командно-измерительных комплексов, когда путём выдачи радиосигнала на борт космического аппарата мы снимаем информацию от излучающегося космического аппарата. За счёт этого производим оценку нахождения космического аппарата на орбите. В настоящее время космические аппараты сложные, на их борту находится навигационная аппаратура, которая позволяет в автономном режиме определять местоположение космического аппарата.
Если мы ещё раз представим, что первая космическая скорость — 8 км/с, высота орбиты международной космической станции выше 300 км, то если при таких скоростях мы неточно определим месторасположение космического аппарата "Союз" с космонавтами и месторасположение международной космической станции "Альфа", то невозможно будет с ювелирной точностью состыковать два космических аппарата.
И.К.: Как часто происходит опасное сближение космических объектов с МКС и другими спутниками?
С.М.: На орбите находится большое количество космического мусора — свыше 700 тысяч элементов. Если мы представим нашу космическую орбитальную группировку, её количественный состав в соотношении с космическим мусором, мы предполагаем, что такое сближение может происходить практически ежедневно. Благодаря совместному взаимодействию с центром разведки космической обстановки, армией Воздушно-космических войск особого назначения и Космических войск, действиям личного состава Главного испытательного космического центра мы своевременно выявляем опасное сближение. Даже сегодня ночью после дежурства у нас была ситуация, которая говорила о том, что вероятно опасное сближение. Сегодня с руководством армии Воздушно-космических сил мы в постоянном диалоге определяли, решали вопрос, а стоит ли нам проводить какие-то действия, чтобы уйти от опасного сближения. Нам необходимо постоянно знать ситуацию в космосе, знать местонахождение космического аппарата и принимать своевременные решения, чтобы обеспечить нормальное функционирование космического аппарата.
И.К.: Надо сказать, что мусор — это твёрдые обломки разгонных блоков, спутников, то есть соударение на космических скоростях в 8 км/с будет фактически означать фатальные последствия для того или иного спутника либо пилотируемого космического корабля.
С.М.: Да, просто прошивается космический аппарат насквозь, а если герметическая основа, то, следовательно, полная разгерметизация космического аппарата. В этом плане мы представляем, как необходимо обезопасить международную космическую станцию, чтобы мы могли своевременно проводить оповещения. Если это негерметичный космический аппарат, даже панели солнечных батарей могут снизить энергопотребление космического аппарата. Любой выход из строя датчика уводит спутник в неориентированный. Вы в средствах массовой информации видите, что не происходит никаких резонансных явлений, хотя эти сближения с космическим мусором происходят постоянно, но задача по сохранению орбитальной группировки от космического мусора ежедневно, ежечасно решается Космическими войсками совместно со всеми подразделениями, чтобы можно было успешно выполнять задачи по управлению космическими аппаратами. Самое важное — это целевое выполнение задач космическими аппаратами.
И.К.: В этой связи вспоминается недавно вышедший известный фильм "Гравитация", который как раз показал, что означает для спутниковой группировки разрушение какого-то объекта и несанкционированное воздействие. Там ужасающие просто последствия. Конечно, фильм есть фильм, но, по сути дела, эти процессы достаточно точно там отражены с точки зрения физики.
С.М.: "Гравитация" — замечательный фильм. Сам смотрел и рекомендую своим коллегам из Главного испытательного космического центра, военнослужащим по призыву, чтобы они могли оценить степень важности при выполнении задач управления космическими аппаратами. Когда военнослужащие и гражданский персонал смогут посмотреть этот фильм, тогда действительно становится ясной важность решения этих задач.
Любая ситуация, которая происходит на борту, должна быть важной. Её должны рассматривать все, чтобы избежать ситуаций, связанных с космическим мусором, которые происходят в космосе.
О будущем космической техники
И.К.: Известно, что во времена СССР на территории Крыма находились объекты, которые также осуществляли управление нашей космической группировкой во времена СССР. После воссоединения Крыма с Россией какова судьба этих объектов и что с ними происходит?
С.М.: В настоящее время отдельный командно-измерительный комплекс, который находится в Евпатории, входит в состав Главного испытательного космического центра. Нам удалось поставить новые радиотехнические средства, которые позволяют улучшить эффективность управления орбитальной группировкой. Буквально через небольшой промежуток времени отдельный командно-измерительный комплекс станет на дежурство. Это очень серьёзное историческое событие, прежде всего, для ветеранов космоса. Современная инфраструктура, хороший личный состав. Нам удалось организовать взаимодействие, в том числе и информационное с принятием информации от космических аппаратов через радиотехнические средства евпаторийского комплекса до ЦУП. Мы ещё не начали проводить сеансы управления на данном отдельном командно-измерительном комплексе, мы только готовимся. Но какой блеск в глазах у личного состава воинской части!
Люди очень долго ждали этого. Мы прекрасно понимаем, что ранее евпаторийская земля была местом реабилитации наших космонавтов — Юрия Алексеевича Гагарина, Германа Степановича Титова, поэтому с нетерпением ветераны ждут возвращения и проведения первого сеанса управления, первого контакта с космическим аппаратом уже в составе Главного центра, в составе Космических войск, Воздушно-космических сил и в составе РФ. Это очень серьёзное и очень историческое значение.
И.К.: Помимо его ввода в строй и включения в контур общей системы управления космической группировкой, я так понимаю, что там произошло серьёзное техническое переоснащение. Это понятно, потому что за 20 лет аппаратура менялась, менялись подходы к управлению, поэтому техническое обновление тоже произошло.
С.М.: Чем отличается этот командно-измерительный комплекс от других? Тем, что у других командно-измерительных комплексов уже существовал наземный комплекс управления и существовали радиотехнические средства, которые модернизируются, остаются новые. В настоящее время в отдельном командно-измерительном комплексе в Евпатории мы поставили все самые современные средства, самые интересные, которые позволят нам с интересом осуществлять управление орбитальной группировкой. Это многогранные средства. Я вижу заинтересованность личного состава, офицеров, представителей промышленности, гражданского персонала комплекса, ветеранов, которые с удовольствием в части решения этих задач выполняют задачи по установке и вводу в строй новых радиотехнических средств.
И.К.: Скажите, насколько стал сложнее процесс управления по сравнению с первыми эпизодами, когда спутники брались на управление? Понятно, меняется состав радиоэлектронной аппаратуры, сами спутники становятся многофункциональными, решают различные задачи, очевидно, меняются алгоритмы, принципы управления.
С.М.: Знаете, мне всегда сложно ответить на этот вопрос, сложнее стало или легче. С космосом сложно всегда.
Запуск первого космонавта был крайне сложным, требовал высокой ответственности и профессионализма. Первый суточный полёт Германа Степановича Титова, когда требовалось понять, может ли человек длительное время существовать в космическом пространстве, — тоже было сложно. В наше время космический аппарат — это сложное техническое изделие, имеющее большое количество различных систем, отвечающих за выполнение той или иной задачи. Если представить процесс управления в простейшем виде, то условно его можно разбить на три основных функции: непосредственное управление космическим аппаратом, оценка орбиты и траектории движения аппарата, приём и анализ информации о состоянии бортовых систем. Вот сейчас сложность управления заключается в том, что разнородный состав наземного автоматизированного комплекса управления, усложнена конструкция аппаратов, проходящих лётные испытания и принимаемых в эксплуатацию, увеличение количества возлагаемых на космический аппарат функциональных задач, рост числа орбитальной группировки и, как следствие, увеличение нагрузки на наземные технические средства. С другой стороны, космическим аппаратом становится легче управлять в связи с применением в конструкции космических аппаратов инновационных технологий, таких как системы автономной и спутниковой навигации, системы бортовой диагностики, применение которых снизит интенсивность информационного обмена с космическими аппаратами и сократит избыточность средств управления. Несмотря на это личный состав должен иметь высокую профессиональную подготовку, обеспечивающую выполнение задач по управлению космическими аппаратами с требуемым качеством, исключающим возможность возникновения на борту внештатной ситуации. А если случилась такая ситуация, то специалистам Главного центра не раз уже удавалось восстанавливать работоспособность космического аппарата.
Всё это из-за больших скоростей космического аппарата на орбите и до сих пор существующие необъяснимые явления в космическом пространстве.
И.К.: Почему сейчас снизилась интенсивность запуска космических аппаратов по сравнению с 80-ми годами? С чем это связано?
С.М.: Да, действительно интенсивность запуска космических аппаратов по сравнению с 70—80-ми годами прошлого столетия заметно снизилась и достигает примерно 30 запусков в год. Но следует отметить, что сокращение частоты запусков сегодня связано с расширением спектра решаемых задач каждым космическим аппаратом. Сегодня аппараты стали многофункциональны, в некотором смысле универсальны. Если раньше для выполнения какой-либо задачи требовалось запустить два-три космических аппарата, то сейчас с этими задачами справляется один. Кроме того, увеличены сроки активного их существования. Не нужно ежегодно пополнять орбитальные группировки новыми аппаратами взамен выходящих из строя. Мы сейчас никогда не говорим о снижении количества орбитальной группировки. Она постоянно наращивается, но не за счёт интенсивности запуска, большого количества запуска, а за счёт модернизации, за счёт увеличения сроков активного существования. В этом случае даже при таком количестве запусков наша группировка становится современнее, в количественном состоянии больше и решает целевые задачи в соответствии с теми задачами, которые перед нами поставлены. Например, при создании первых космических аппаратов серии ГЛОНАСС срок активного существования не превышал трёх лет. Сейчас за относительно короткий промежуток времени отечественная промышленность добилась увеличения срока активного существования более чем в три раза — до 10 лет.
А их общее число позволяет качественно и оперативно выполнять в космосе любые поставленные задачи.
И.К.: Какие инновационные технологии сегодня проходят апробацию в Главном испытательном космическом центре?
С.М.: Современными инновационными технологиями будут являться такие технологии, которые внедрены в настоящее время и позволяют решать все поставленные задачи. У нас сейчас произошло обновление баллистического центра, которое позволяет с высокой точностью определять местоположение и оперативно передавать информацию, внедрены цифровые технологии, оптоволокно. Это всё позволяет оперативно получать информацию. Происходит унификация радиотехнических средств. Кроме того, космические аппараты переходят на новые технологии, в связи с чем увеличивается срок активного существования, а новые технологии позволяют выполнять процесс управления в автоматизированном режиме. Если ранее необходимо было обрабатывать телеметрическую информацию в отдельном командно-измерительном комплексе и в течение длительного времени, то сейчас информацию о состоянии датчиков мы можем видеть в реальном масштабе времени. И не только состояние датчиков, а всю систему космических аппаратов, как представляется в художественных фильмах. В любой момент времени можем раскрыть информацию на мониторе компьютера и увидеть, что в реальном времени происходит с космическим аппаратом. После этого мы можем выдать управляющее воздействие на космический аппарат и в реальном масштабе времени увидеть, прошла ли команда, как она прошла, на что повлияла данная выдача команды, восстановился ли он. Современные технологии в реальном масштабе времени могут представлять информацию о текущем нахождении космического аппарата относительно Земли, отдельного командно-измерительного комплекса и относительно друг друга.
И.К.: Как развивается наземный комплекс измерительных средств в настоящее время?
С.М.: Создаются новые космические системы, растёт число космических аппаратов на орбите. Всё это многократно увеличивает нагрузку на существующие средства наземного автоматизированного комплекса управления. Мы это прекрасно понимаем, поэтому сегодня производится модернизация как существующих технических средств, так и создание принципиально новых образцов техники. Завершена модернизация наземного комплекса управления системы ГЛОНАСС, приступили к работе по созданию принципиально нового наземного сегмента системы для управления перспективными космическими аппаратами серии "ГЛОНАСС-К". Также после вхождения в состав РФ Крымского полуострова размещены новые средства наземного автоматизированного комплекса и проводится модернизация существующих систем для расширения спектра задач космических аппаратов.
В то же время остаётся унифицированная аппаратура на борту космического аппарата, которая позволяет входить в контакт с разными радиотехническими средствами, что позволяет увеличить надёжность космических аппаратов.
И.К.: В заключение, конечно, такой вопрос: как настрой в коллективе у офицеров, гражданских специалистов, учитывая непростую ситуацию, которая сегодня складывается в мире?
С.М.: Великая честь служить в Космических войсках в составе Воздушно-космических сил Вооружённых сил РФ и понимать важность решаемых задач. Великая честь давать интервью сегодня практически в День Космических войск. Настрой — по-боевому. Все понимают, насколько сложна сейчас ситуация в мире, насколько важны те задачи, которые решаются Главным испытательным космическим центром. Пользуясь возможностью, я от всей души поздравляю военнослужащих, гражданский персонал, представителей промышленности, уважаемых ветеранов с Днём Космических войск. Мы осознаём, что наша задача — обеспечивать защиту национальных интересов РФ и её независимость в космическом пространстве.
И.К.: Спасибо. Напомню, что гостем программы "Генштаб" был начальник Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова Воздушно-космических сил России, полковник Сергей Иванович Марчук.