"Зачем вам деньги?" и другие глупые и странные вопросы от работодателей
Рекрутеры любят посмеяться над кандидатом, задавшим глупый или неуместный вопрос во время собеседования. Однако соискателя ещё можно понять: на первой встрече он испытывает волнение и даже стресс. Но можно ли найти оправдание работодателям, отличившимся своими странными вопросами?
Кадр из клипа Like A Boss (ft. Seth Rogen) - Uncensored Version/ Скриншот © L!FE
При трудоустройстве молодые соискатели больше всего боятся тех вопросов, на которые у них нет заготовленного ответа. Но иногда им задают настолько странные и даже глупые вопросы, что и опытный человек не сразу найдёт что ответить. Автор книг по подбору персонала и трудоустройству и директор кадровых агентств Business Connection и "Академия рекрутинга" Ильгиз Валинуров общается и с работодателями, и с кандидатами каждый день и как никто другой знаком со странным поведением некоторых руководителей компаний на собеседовании.
— Были всякие ситуации: у одного в кабинете для собеседований стоял боевой автомат Калашникова. А у другого собеседование закончилось в 11-м часу вечера и он предложил назначить повторное на 8 утра.
Странные вопросы тоже бывают нередко, например:
— Зачем вам столько денег?
— Когда вы планируете от нас уйти?
— Сколько вам надо времени, чтобы мы попали в "Форбс"? (вакансия PR-менеджера)
— Нашему директору не нравятся блондинки, вы сможете перекраситься?
— На каком этаже вы живёте?
— На время испытательного срока вы можете работать на своём ноутбуке?
Другой случай вспоминает Наталья Малашенко, директор по корпоративным отношениям компании UPM. Однажды в конце собеседования "мадам" из HR попросила её сказать что-то запоминающееся.
— Говорит: "Много тут у нас кандидатов, сложно всех запомнить. Вы нам скажите что-то запоминающееся, чтобы мы вас помнили". Про себя я подумала, что надо бы её послать, чтобы она меня действительно запомнила, но воспитание не позволило. И я прочла Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб".
У Евгения Михайленко, генерального директора ассоциации экспертов системного менеджмента "Михико" есть целая подборка глупых вопросов при трудоустройстве на вакансию... уборщицы:
- Какие методологии уборки вам знакомы?
- Приходилось ли вам убираться костылём?
- Опишите ваш стиль уборки;
- Есть ли у вас опыт уборки в команде?
- Какой был ваш личный вклад в успех всей команды?
- Какие плюсы и минусы уборки веником вы видите по сравнению с уборкой пылесосом?
- Есть ли у вас опыт уборки на велосипеде задним ходом?
- Приходилось ли вам производить полный цикл уборки от оценки загрязнений до переработки мусора?
- Готовы ли вы в случае промоушена переехать в наш дальневосточный офис с конюшней?
- Почему вы выбрали специальность уборщицы?
- Что вдохновило вас?
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
- Почему вы решили работать уборщицей именно у нас?
- Почему вы считаете себя идеальным претендентом на эту должность?
- Кем вы видите себя через пять лет?
- В качестве тестового задания вам предстоит вычистить туалет, но при этом швабры, тряпки и другие инструменты использовать нельзя, в вашем распоряжении будет только кисточка для бритья. Вы справитесь?
Чаще всего подобные вопросы — это неумелое использование советов, почерпнутых из западных книг по управлению персоналом, из разных модных тренингов, семинаров и т. д.
Эмелиана Светлова, бизнес-тренер, консультант по эффективному руководству, бизнес-коммуникациям и психологии трудовых отношений, вспоминает, как при трудоустройстве на должность PR-директора в мебельную компанию ей заявили: "Вы знаете, нам нужны очень системные люди, которые понимают, чего они хотят от жизни, и умеют долгосрочно планировать своё будущее. Опишите, пожалуйста, кем и как вы себя видите через 37 лет?"
— В ответ я, не моргнув глазом, выдала детальное описание в американском стиле: поступательная карьера — выдающиеся достижения на благо работодателей — семья — дом — дети — ЗОЖ — полная удовлетворённость состоявшейся жизнью. На бумажке результатов собеседования я тут же получила жирный плюс и была немедленно направлена на продолжение беседы к владельцу компании.
Другое собеседование Эмелианы проходило в студии танцев на вакансию руководителя отдела маркетинга, где ей с порога дали карандаши и листы бумаги и предложили нарисовать свою семью, дом и дерево. Далее на девушку посыпались вопросы типа: "Верите ли вы, что отсутствие забора на рисунке означает излишнюю экстравертность? Как у вас с уважением к охране конфиденциальных данных клиентов?", "Почему у вашей сосны так много веток? Вы человек системных противоречий, не определившийся со своими намерениями?", "Почему вы взяли не синий карандаш, а чёрный? Разве вы не знаете, что чёрный — это цвет депрессии? У вас была депрессия в последние пять лет?".
— После тщательного разбора моих шедевров, который напомнил мне сцену в дурдоме, мне с сердобольным видом сообщили, что в жизни мне будет очень тяжело, но я не должна расстраиваться. Ведь то, что они меня не возьмут, ещё не конец, всегда найдётся кто-то, кому подойдёт мой "пропащий характер" и "неопределённые намерения". Как показал мой личный опыт, чаще всего дурацкие вопросы задают молодым специалистам. Во всяком случае, за период уже более 10 лет не могу вспомнить чего-то похожего. К тому же, компании, отличающиеся любовью к странным собеседованиям, стало легко вычислить по отзывам бывших сотрудников в Интернете.
По мнению Анны Прокофьевой, эксперта портала Job.ru, зачастую странные, неуместные вопросы задаются рекрутером для того, чтобы лучше понять ход мыслей и проверить стрессоустойчивость кандидата. Сама она сталкивалась с такими странными вопросами: "Из чего состоит самолёт?" (этот вопрос задавали в одном банке), "Можете ли вы приготовить омлет?" (страховая компания), "Слушаете ли вы рэп?" (ретейл-компания).
— Мой совет — не стоит паниковать и показывать ваше недоумение, когда вы услышали странный вопрос. Просто оцените для себя текущую обстановку, расположение к вам человека, который проводит собеседование, первое впечатление от атмосферы в компании. Только после этого решайте, отвечать вам или нет. В любом случае постарайтесь общаться максимально вежливо и спокойно.