Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 июля 2016, 15:45

Бог Из: от революции к сегрегации

Извечный вопрос: "В чём сила, брат?". Ответ — в подготовленности. О том, почему игровая серия Deus Ex считается пророческой и как не пропустить начало пугающих перемен — в материале Лайфа.

Фото: © deusex.com

Фото: © deusex.com

Ниже вас ждёт импровизированная история франчайза Deus Ex. Расхлёбывали конспирологические теории вместе с Джей-Си Дентоном? Собирали собственное сознание по кусочкам на пару с Адамом Дженсоном? Тогда едва ли вы откроете для себя что-то новое. Лучше прочтите, как создатели Deus Ex отреагировали на "Нейронную оборону" и пообщались с Лайфом.

Всем остальным — добро пожаловать в самую умную серию игр в истории.

2000 год. На прилавки ложится первая Deus Ex — проект мечты тогда уже состоявшегося геймдизайнера Уоррена Спектора, в бытность творившего в диапазоне от зубодробительной Ultima VI (1990) до диснеевской Epic Mickey (2010). Произведений у мэтра полно, ознакомиться с ними можно в "Википедии", и каждое из них по-своему прекрасно. Но центральное место в карьере занял не Микки Маус. Мagnum opus Спектра "Бог Из" (в о-о-очень кривом и дословном переводе). Произведение, сочетающее в себе буквально всё и вся: железобетонный ролевой фундамент, экшен-составляющую, шпионские штрихи и тонны конспирологии. Смесь гремучая и нестабильная, но в руках профессионалов своего дела способная потрясти всю индустрию. Так и произошло.

Прикидывающийся простым научно-фантастическим экшеном шедевр на поверку оказался глубокомысленной философской притчей, технотриллером, который каждый геймер волен проходить как душе угодно, с автоматом наперевес или без оного. Огромные локации таили десятки секретов. Каждое действие игрока порождало реакцию в небольшом и неуютном, но таком живом и узнаваемом мире. Сценарий напоминал высокобюджетный голливудский блокбастер в духе отгремевшей за год до этого "Матрицы" тогда ещё братьев Вачовски. Актёрская игра, зачастую превращающая серьёзные сцены в театр абсурда. На описание достоинств детища  Ion Storm Austin можно потратить отдельную статью — недаром в Интернете популярна присказка "Стоит кому-то упомянуть Deus Ex, как кто-то сразу же отправится её переустанавливать".

Когда на экране сходились кривоватый побратим воровской Thief (ещё одной вехи игровой индустрии), малость топорный шутер от первого лица, образцовая RPG и дистиллированный киберпанк имени "Нейроманта" — происходила магия. Непостижимая и кем-то наверняка не понятая. Чудеса случаются, и Deus Ex был таковым — не просто суммой составляющих, но чем-то большим. Чем-то притягательным и осязаемым.

2003 год. Далее по списку — собранный за пару лет сиквел, от которого у фанатов стряслось несварение, а проходящие мимо вполне впечатлились (сценарий там был ого-го!). В бесконечно спорном Deus Ex: Invisible War авторы сделали ставку на стелс и бессмысленные мелочи, пожертвовали PC ради консольного рынка — и в отместку получили нагоняй и ничтожные продажи. Даже авторы позже признали: не удалось им удержать планку оригинала трёхлетней давности. Ныне Invisible War вспоминают редко и часто в негативном ключе. Чуть погодя вышел годный боевик Project: Snowblind, рождённый в муках и тоже некогда клеймённый логотипом Deus Ex (поначалу с припиской Clan Wars). Прожжённые ветераны PlayStation 2 наверняка его помнят — был одним из лучших на платформе, пускай от оригинальной дилогии в нём остались лишь рожки да ножки в виде дизайна мин и гранат. В общем, идти-то оно шло, но всё вкривь да вкось. Вплоть до 2011-го.

2011 год. На рубеже нулевых и десятых снова вмешались божественные — словно следуя заглавию — силы. Опытная команда Eidos Montreal произвела вроде бы суррогат (триквел от неизвестной студии!), а на деле — достойного подражателя и продолжателя того самого Deus Ex в лице Human Revolution. Мало того, что канонично дописали икону игрового киберпанка, так ещё и темы подняли куда более актуальные, чем великий Спектор за всю свою карьеру. Но даже без учёта тонких материй — в приквеле вернулось всё то, за что любили первую часть: интригующий сюжет, свобода действий, провокационные темы и маниакальное внимание к мелочам. И публика (не только поклонники оригинала) оценила старания канадцев — те, можно сказать, проснулись знаменитыми. Казалось, так становятся звёздами только в кино. Но команда несравненного Жана-Франсуа Дюга оказалась столь удалой, что смогла претворить смелую мечту в убедительную реальность. Ворвались, взорвали, пошли дальше. Куда? В победный и чрезвычайно мрачный закат.

В хронологии событий мира Deus Ex чёрт ногу сломит. Первая глава — 2052 год, бодрый киберпанк во все дома. Вторая — 2072-й, тут уж впору о полновесной научной фантастике говорить. Третья — перемотка до 2027-го и своего рода протокиберпанк, если кому-то этот термин знаком. По делу: люди во главе истории, а технологии, хакеры и виртуальное пространство — лишь фон. Филип Дик завещал, его каноны и чтим (хотя авторы, благо с ними не раз общались по душам, веруют ещё и в Гибсона).

На сцену спешит Mankind Divided — четвёртый полновесный выпуск франчайза. Он вроде про будущее (2029-й ломится в дверь), а вроде и нет. Загибайте пальцы: в 2016-м импланты мы уже ставим, сегрегацию новоизбранным устраиваем, дискредитируем аугментированных и ведём себя аки первобытное стадо. В смысле: кто с железной рукой или ещё чем-то похожим — тот не с нами, надо пальцем потыкать, усмехнуться да остановить дознания ради. А на "Гик-пикнике" подивиться, куда же без этого!

"Раскол человечества" (в девичестве Mankind Divided, если кто не догадался) — он как раз про это. Про апартеид и притеснения, причём не на уровне меньшинств с парадами в России. Люди не шествуют с радужными флагами и привилегий не просят вовсе: просто пытаются жить, а им не дают. Изолируют, сажают в тюрьмы, помыкают и считают за неспособный контролировать себя скот с антеннами и протезами. Виной тому — кровопролитный теракт, когда почти всё механизированное население обезумело и пошло войной на окружающих. На деле, конечно, всё иначе: сильные мира сего подстроили происшествие, но никому до этого нет дела. С — спойлеры (пятилетней давности).

И всё же Deus Ex — он про людей вне законов, правил и норм, отступников вроде Джей-Си Дентона и Адама Дженсена. Про тех, которые либо со стороны человеческих баррикад, либо вне них. Чаще — вне, ведь историю куда сподручнее строить на выброшенных из социума маргиналах. В этом суть киберпанка — в противостоянии давящему, душному окружению.

Считаете, у нас всё плохо? Санкции, покемономания, "пакет Яровой", хамон запретили, а новый айфон на подходе? Смиритесь: бездна уже смотрит на вас — осталось взглянуть ей в лицо. И принять.

Были и есть произведения, опередившие время. Они же его и определяли. Те, что закладывали такой фундамент, воздвигнуть который остальным не под силу или не по уму. Deus Ex с его разговорами про людскую неприязнь, страх перед новыми технологиями и прогрессом — буквально хрестоматийный случай.

Вдумайтесь. Самая сложная, скрупулёзно выверенная, мастерски спланированная и продуманная игра последнего двадцатилетия — одна из наиболее непонятых. Замешав в едком миксе конспирологию, иллюминатов, "Секретные материалы" и чего только не — на выходе получить шедевр, а не несъедобную бурду. И ничего, что понять его может лишь условная прослойка упёртых фанатов киберпанка (в целом) и Дика, Гибсона, Стерлинга (в частности).

Недостаточно информации о Mankind Divided? А это всё ограничения и эмбарго, установленные (на самом деле уважаемыми нами) издателем. Мы не можем рассказать ничего вне того, что уже поведали презентации и трейлеры…

Однако вот вам суть. Новый Deus Ex — всё ещё дико пророческая штука, которая умудрилась одновременно опередить время и устареть на 16 чёртовых лет. Такой вот парадокс. Ничего подобного вне серии ещё не вышло и нынче не делают (Dishonored — не то), а сами авторы не спешат модернизировать формулу. Даже не пытаются. Им и не надо, ибо она работает как часы. Да, окружающая действительность отдаёт нафталином и картоном, а местные персонажи отлиты из резины поверх дерева. Делает ли это Mankind Divided хуже? Нет. Ни на йоту. Богов не судят, вы же знаете.

Mankind Divided — это, вероятно, лучшее, что случится с вами в 2016-м после победоносного вырывания головы кибердемона в DOOM. Это очередное лишение казуальной девственности и повод задуматься, куда движется род людской. Это то, зачем стоит закупаться новой видеокартой или консолью. Это — ваша путеводная звезда в игровом мире. Либо вы напряжётесь, научитесь, прочтёте книги, посмотрите фильмы и ВОРВЁТЕСЬ... либо сольётесь.

Выбор, как принято в Deus Ex, за вами.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров