Продюсер "Дуэлянта" Александр Роднянский: Это бескомпромиссно жёсткий фильм
Александр Роднянский — лауреат "Золотого глобуса" за фильм "Левиафан" и, пожалуй, один из самых известных продюсеров в России. На прошлой неделе он был принят в Американскую киноакадемию, а в сентябре выходит его новый проект — фильм "Дуэлянт". Мы встретились с Александром и поговорили об "Оскаре", работе с Алексеем Мизгирёвым и прокатных перспективах "Дуэлянта".
![Коллаж © L!FE. Фото: © L!FE/ Голенищев Алексей © kinopoisk.ru](https://static.life.ru/posts/2016/06/426650/527f897215d7b5d8b202b31532286272.jpg)
— Вас приняли в Американскую киноакадемию. Как вы оцениваете для себя это событие?
— "Оскар" — безусловно, важнейшая кинопремия в мире. Стать членом Американской киноакадемии, вручающей эту награду, — большая честь. Академия сама приглашает новых членов, выбирая их среди сотен тысяч профессионалов мировой кинематографии, и я горд и тронут оказанным мне доверием.
— Этот год стал переломным для Американской киноакадемии. Многие новые участники были приняты в связи с желанием добавить в её состав гендерного и расового разнообразия. Это стало реакцией на прошлогодний скандал. Должна ли Академия так чутко реагировать на подобные выпады?
— Обвинения в адрес "Оскара", подобные скандалу в этом году, возникали неоднократно, их нельзя назвать новыми. Но в этом году они вспыхнули особенно ярко, потому что академики проигнорировали действительно очень мощные фильмы с участием афроамериканцев — это и сильная режиссёрская работа Райана Куглера в фильме "Крид: наследие Рокки", и две блистательные актёрские работы: Идриса Эльбы в фильме "Безродные звери" Кэри Фукунаги и главная роль Майкла Б. Джордана в том же "Криде".
Само голосование всегда представляет собой сумму субъективных мнений 6 тысяч членов академии. И вплоть до этого года это голосование во многом можно было назвать "консервативным", учитывая, что средний возраст академиков высокий — около 60 лет. Теперь же, пригласив новых членов, академия приняла решение разнообразить этнический, национальный, гендерный и возрастной состав. И мне, безусловно, очень интересно наблюдать за тем, как изменится, "омолодится" важнейшая кинопремия мира. И уж тем более особенно интересно и почётно принимать в этом участие.
— Теперь перейдём к "Дуэлянту". Насколько я понимаю, это костюмная драма. Жанр ассоциируется у зрителей скорее с сериалами, чем с полным метром. Планируете ли вы выпустить расширенную версию в виде телефильма?
— Несмотря на внешнее сходство, это не костюмная драма. "Дуэлянт" сочетает в себе несколько жанров — в первую очередь приключенческий. Во многом это визуальный аттракцион — до нас ещё никто так не снимал дуэли. Перед нами не стояла задача реконструировать время.
Мы не планируем переносить "Дуэлянта" на телевидение. Честно говоря, я со скепсисом отношусь к подобным ходам. Фильмы и сериалы по-разному снимаются и, более того, они предназначены для разных зрителей. Мы уже неоднократно сталкивались с тем, как ленты с успехом проходили на большом экране и без энтузиазма воспринимались на малом. Раньше такое сложно было представить. Телевидение накладывает серьёзные ограничения, мы же хотели добиться определённого визуального совершенства.
— В таком случае почему в качестве режиссёра был выбран Алексей Мизгирёв? Всё-таки он больше известен как постановщик авторских проектов ("Кремень", "Бубен, барабан". — Прим. Лайфа).
— Здесь я могу сослаться на зарубежный опыт. В Голливуде студии рекрутируют самых талантливых представителей независимого кино. Я тоже искал режиссёра в этом сегменте. Первым на ум пришёл Мизгирёв, поскольку мне нравились все три его картины. В нём чувствовался потенциал для большого фильма, и он не боялся радикальных творческих решений. Мы несколько лет вели разговоры о совместной работе. В конце концов у него возник интерес к жанровому кино, и он пришёл ко мне с концепцией "Дуэлянта", которая тогда помещалась всего на одной странице. Мы сразу за неё схватились и запустили в производство.
![](https://static.life.ru/posts/2016/06/426650/a0a57d50a372b05f44b46385a3fc4e02__1260x.jpg)
— Можно ли сегодня вообще говорить о "независимых" и "студийных" режиссёрах?
— Я верю в одарённых людей. Никто не застревает в ролях условных "режиссёров артхауса" или "режиссёров большого кино". Талантливый человек под настроение может снять всё что угодно: камерную драму, радикальный эксперимент и большой студийный проект. Опять же посмотрите на Голливуд: Кристофер Нолан, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Альфонсо Куарон — все они выходцы из авторского кино, которые снимают высокобюджетные фильмы. Я не сравниваю, однако Мизгирёв мне видится именно таким универсальным режиссёром. В конце концов, мы же делаем не просто жанровую картину. Мы хотим свежо и необычно рассказать нашу историю и создать оригинальный материальный мир. Всё это редко встречается в нынешнем российском мейнстриме. Мы входим на территорию, где до этого были немногие. Я сейчас не говорю про американское кино — там всё устроено сложнее. Вот, например, "Тёмный рыцарь" Нолана — это большое авторское кино, упакованное в один из самых успешных жанровых форматов. Получится ли это у нас, увидим достаточно скоро.
— При этом "Тёмный рыцарь" избегал демонстрации жестокости в кадре. Судя по трейлерам, "Дуэлянт" будет если не жестоким, то жёстким фильмом. Возникли ли проблемы с возрастным рейтингом?
— Да, это бескомпромиссно жёсткий фильм. Чтобы предложить зрителю эмоцию, вызвать подлинное сочувствие героям, иногда нужно быть жёстким. В противном случае это будет игра в поддавки. "Классическое" наше современное кино — с картонными персонажами в фанерных декорациях. Недавний успех "Выжившего" свидетельствует о готовности молодой аудитории к сложным картинам без хеппи-энда. Они готовы к психологическому дискомфорту во время просмотра. Мы ориентируемся на такое кино. Даже в рамках жанрового кино можно говорить о человеческих чувствах серьёзно.
![](https://static.life.ru/posts/2016/06/426650/a78c8651d0eb7cf4678ecd3afc4e803b__1260x.jpg)
Поэтому сразу было понятно, что мы не сможем вписаться в "детский" рейтинг. Сейчас Sony Pictures принимает по нему решение. Мы как авторы готовы к рейтингу выше традиционного 12+. Если "Дуэлянт" получит "взрослый" рейтинг, у нас возникнут проблемы с продвижением. В таком случае трейлеры смогут показывать только перед фильмами категории 16+ или 18+. Таких лент очень мало. Тем не менее нас не смущает жёсткость, и дело вовсе не в постельных сценах, а в характере нашего героя и нашей истории. В конце концов, он стреляется с людьми на дуэлях!
— И дуэли происходят в закрытом пространстве, если верить трейлерам. "Дуэлянт" производит впечатление довольно камерного фильма. Как вам удалось договориться с IMAX?
— "Дуэлянт" совсем не камерный фильм. Фильм изначально снимался с расчётом на IMAX. Даже интерьеры использовались богатые и многоплановые. Да, там нет космических приключений, но это, безусловно, широкоформатное кино. Представители IMAX поняли это уже после ознакомления со сценарием. Эскизы и декорации лишь укрепили их в этом мнении. Конечно, нам очень помог совместный опыт работы над "Сталинградом".
![](https://static.life.ru/posts/2016/06/426650/29994c3e5f04f7ca9b21747f17a62341__1260x.jpg)
Сам формат IMAX своим огромным размером экрана устраняет границы кадра, позволяя зрителю самому "монтировать" фильм. Именно зритель имеет возможность выбирать своими глазами разные детали в кадре. Для IMAX требуется вовсе не масштаб, а многоплановость и богатство деталей. Глазу должно быть на чём остановиться. Так что "Дуэлянт" просто создан для IMAX или, перефразируя английское выражение, это его дом.
— Ориентация на широкого зрителя, зрелищный аттракцион, выход в IMAX… Не хватает только франчайза и нескольких запланированных продолжений.
— Разумные большие компании, конечно, рассчитывают на продолжение. Мы тоже об этом говорили, но в итоге решили не выжимать истории, как пасту из тюбика. Наша история о дуэлянте завершена, и сиквелов мы не планируем.
— А как же фильм "Девятая"? Не планируете включить его в одну вселенную с "Дуэлянтом"?
— Мы создали очень необычный мир. Как говорят сегодня, вселенную фильма. Петербург — одно из самых удивительных кинематографических пространств. Для нас это своего рода Готэм. Наш Петербург ведь только напоминает реальный... В ходе работы мы так увлеклись создаваемой нашими выдающимися художниками материальной средой, что решили рассказать ещё одну историю, которая по духу не будет похожа на "Дуэлянта". Но будет происходить в созданной нами вселенной. Ведь, как и в Готэме, в нашем Петербурге могут случиться разные истории с абсолютно разными людьми. "Девятая" — это психологический триллер, который связывают с "Дуэлянтом" только атмосфера и общий материальный мир.
![](https://static.life.ru/posts/2016/06/426650/8cef5949998f93ea58d7074c85849323__1260x.jpg)
— После трейлера у меня остался один важный вопрос. Надеюсь, вы сможете на него ответить. Так всё-таки голова и живот?
— И то и другое! Мы же говорили о том, что это жёсткий фильм! Узнаете уже совсем скоро из нового трейлера.
Премьера нового трейлера состоится уже 7 июля. Выход "Дуэлянта" в российский прокат запланирован на 29 сентября 2016 года.