Государство хочет снять с себя ответственность за взрывы на заводах и шахтах
Как выяснил Лайф, правительство РФ планирует сыграть в самую настоящую "русскую рулетку", сняв с Минстроя и Ростехнадзора обязанности по контролю безопасности производственных объектов, таких как шахты и заводы.
В чем суть дела?
На смену экспертизам придёт страхование. Ранее СМИ уже сообщали о том, что правительство поручило всем профильным министерствам и структурам проработать вопрос поэтапной отмены проверок объекта на соответствие нормам промышленной и экологической безопасности. Эти функции сейчас выполняет подчинённая Минстрою Главгосэкспертиза. Теперь всё это предлагается заменить обычным страхованием ответственности.
Но, как выяснил Лайф, отменой госэкспертизы проектируемых объектов (в том числе, относящихся к разряду "опасных") дело не ограничится. Под "реформу" попадут и проверки Ростехнадзора, которые касаются уже запущенных в строй заводов, шахт и других производств.
В принципе, Ростехнадзор уже несколько лет ведет политику ухода от тотального контроля за опасными объектами посредством плановых и внеплановых проверок. С разделением их в 2013 на четыре класса опасности контрольных мероприятий стало на 27% меньше, говорил в феврале глава ведомства Алексей Алешин. За некоторыми объектами установлен и дистанционный контроль - через установку специальных устройств, фиксирующих малейшие сбои. Но урезание проверок ведомство Алешина компенсировало ужесточением норм и проведением дополнительной аттестации своих экспертов.
Кому это выгодно?
С одной стороны, эта инициатива выгодна компаниям-застройщикам опасных объектов. Теперь им придётся проходить гораздо меньше процедур для получения всех необходимых разрешений.
Но не только застройщики получат "бонусы". Как уверяет собеседник Лайфа, правительство предлагает перейти от проверок к "установлению ответственности застройщиков и обязательному страхованию соответствующих рисков". Проще говоря, компаниям предлагают не проходить проверку документации и самого объекта, а вместо этого просто заплатить дополнительные деньги страховым фирмам. Те уже будут проводить свой аудит документации через экспертные организации.
В случае осуществления инициативы часть полномочий у подконтрольной Минстрою Главгосэкспертизы изымут, но контроль со стороны Ростехнадзора и государства формально сохранится — за ведомством останется обязанность проведения плановых и внеплановых проверок работающих объектов. Но по факту основная ответственность за безаварийность объекта ложится на собственника. Кроме Ростехнадзора, свои позиции Козаку должны предоставить глава Открытого правительства Михаил Абызов, Минстрой и комитет по промбезопасности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В Ростехнадзоре поручение Абызова по существу пока не рассмотрели, сообщил Лайфу его представитель, в Минстрое и РСПП не ответили на запрос. По действующему законодательству, собственники обязаны страховать свою гражданскую ответственность для возмещения ущерба пострадавшим в случае аварии. Если предложение вице-премьера в отношении экспертиз Ростехнадзора одобрят, ежегодная прибыль страховщиков возрастет на 1 млрд рублей, считает один из экспертов страхового рынка, согласившийся пообщаться с Лайфом.
Потенциально, перевод всех видов проверок ведомства под ответственность страховых фирм способен принести им 6,5 млрд рублей. В прошлом году, по расчетам Лайфа, составленным на основе данных рейтингового агентства "Эксперт РА", на фоне спада в строительстве рынок сократился на 0,7 млрд руб. - до 5,7 млрд руб. Почти четверть (около 24%) на нем занимает группа СОГАЗ (1,5 млрд руб.), в пятерку также входят ГК "Росгосстрах" (1 млрд руб), "ВСК" (0,6 млрд руб), "Ингосстрах" (0,5 млрд руб) и "Альфастрахование" (0,4 млрд руб).
Конкуренция на страже безопасности
Предложение правительства противоречит ранее утвержденной им же самим в 2013-м стратегии развития страховой деятельности до 2020 года. Как утверждает один из источников Лайфа, присутствовавший в начале июня на обсуждении поручения у Абызова: в ней указано, что государство не собирается двигаться по пути введения новых обязательных видов страхования.
По его словам, изначально идея о замене экспертизы Ростехнадзора на экспертизу страховщиков исходила от самого РСПП — промышленники считают, что процесс ускорится, если пойдет через страховые фирмы. Вопрос спорный, считает собеседник: нужно изучить, на каком этапе у бизнеса возникают проблемы. Как вариант, страхование могут сделать врененным, то есть обяжут страховать определенные риски. Но прописывать, через кого и по каким тарифам не будут.
- Другой вариант — создание конкуренции между проектной экспертизой и частной, - сообщил Лайфу другой близкий к ситуации источник, представляющий крупную нефтяную компанию. - Бизнес уже страхует такие риски в виде добровольного страхования ответственности перед третьими лицами и окружающей средой, уверяет один из собеседников.
Впрочем, не все объекты и предметы экспертизы могут быть переданы под страховую защиту, сообщили Лайфу в пресс-службе Открытого правительства. Еще предстоит обсудить условия такой защиты, исключить возможности для возникновения нечестной конкуренции между страховыми и государственными компаниями.
- В нынешнем виде госэкспертиза хоть и призвана предотвращать возможные ошибки, но не является гарантом надёжности, безопасности и прочности, - продолжает собеседник Лайфа. -Проведение экспертизы через страховые фирмы позволит избежать таких масштабных трагедий, как обрушение в 2004 году крыши развлекательного комплекса "Трансвааль-парк", произошедшей по причине несоответствия строительных работ изначальной проектной документации, и аварии 2013-го на Загорской ГАЭС, произошедшей по той же причине.
Для закрепления гарантий часть ответственности за некачественные экспертизы возложат на Саморегулируемые организации. Как вариант, через них могут заключаться договоры о страховании — это будет своеобразный барьер для недобросовестных проектных организаций и подрядчиков, надеется источник.
- Возможно, что СРО вовлекать в реформу не будут — страховщики сами могли бы следить за ходом строительства непосредственно на стройплощадке, - говорит эксперт Открытого правительства Парвиз Абдушукуров.
В любом случае, данные предложения сначала стоит опробовать на "пилоте", считают анонимные собеседники Лайфа.
Камни подводные и надводные
Инициатива промышленников даёт больше вопросов, чем ответов, скептичны опрошенные Лайфом эксперты.
— Что касается повышения безопасности – я не уверен, что экспертиза под эгидой страховых компаний будет более тщательной, чем существующая в настоящее время, — добавляет эксперт.
Ранее в СМИ представитель проводящей проверку документации Главгосэкспертизы (подчинена Минстрою) говорил, что ее отмена приведет к "фатальным последствиям". По данным этого управления за прошлый год более половины (55,3%) всех проверенных ей документов содержали аварийные решения.
Пока расширение ответственности коммерческих структур не оправдывает себя, замечает близкий к Ростехнадзору собеседник.
— Передали в 2011 году техосмотр автомобилей под ответственность страховщиков. Что мы видим? Рост в 2 раза числа погибших из-за неисправных транспортных средств. В результате МВД инициировало сейчас законопроект фактически возвращающий техосмотр под контроль государства, — замечает он. - Раз взялись за перевод экспертизы проектной документации в руки страховщиков, видимо, в будущем та же участь постигнет и остальные виды проверок, к примеру, оборудования предприятия, которые пока что имеют право проводить только аттестованные Ростехнадзором эксперты.