Психологический арсенал: Какую тактику применяли в СССР, чтобы уговорить немцев сдаться
Психологическая обработка противника на войне так же важна, как и боевые действия. Во время Великой Отечественной войны советское руководство использовало разные приёмы деморализации солдат вермахта.
![Кукрыниксы на фронте, 1942 г. Фото © Викизнание](https://static.life.ru/publications/2022/6/10/1138554665622.6006.jpg)
Кукрыниксы на фронте, 1942 г. Фото © Викизнание
Первые промахи
Уже на четвёртый день войны, 25 июня 1941 года, было создано Советское бюро военно-политической пропаганды, во главе которого встал начальник Главного политуправления Красной армии Лев Мехлис. Одной из задач, поставленных Сталиным перед новым бюро, стояла деморализация рядовых немцев. Опыт психологической обработки врага у советских военных уже был: к разбрасыванию листовок прибегали как во время Гражданской войны, так и во время недавних боёв на Халхин-Голе и во время Финской войны.
![Лев Мехлис (слева). Советская листовка. Фрау рвёт портрет Гитлера, на обороте — стихотворение Эриха Вайнерта "Я обвиняю!". Фото © Wikipedia](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/9907708958.313505.jpg)
Лев Мехлис (слева). Советская листовка. Фрау рвёт портрет Гитлера, на обороте — стихотворение Эриха Вайнерта "Я обвиняю!". Фото © Wikipedia
Первые листовки были отпечатаны уже через два дня. Их основной призыв: "Пусть Гитлер воюет сам, а ты — спасай себя и переходи на сторону Красной армии!" Ну и, разумеется, листовка содержала лозунги "Долой грабительскую войну! Да здравствует дружба между советским и немецким народами!". То есть солдатам вермахта, "истинным арийцам", которые сами надеялись получить на востоке кусок земли и парочку славянских рабов в придачу, предлагался даже не плен, а переход на сторону "низшей расы"! Разумеется, это не сработало.
Вы удивитесь, но эти листовки обогатили немецкий язык. В немецком не существовало слова, соответствующего эпитету "вероломный", которым характеризовали нападение Германии на Советский Союз. И поэтому уехавшая из Германии немецкая коммунистка-переводчица Фрида Рубинер придумала новое слово: wortbrühig. Оно состояло из двух слов: wort и brühig ("слово" и "ломкий"). Wortbrühig можно также было перевести как "сделать, нарушив клятву". За первые 12 дней войны бюро военно-политической пропаганды издало более 60 листовок и плакатов тиражом 90 миллионов экземпляров, но они оказались малоэффективны.
Газеты на немецком и итальянском
![Газета "Свободное слово" (слева) и газета румынских военнопленных в СССР "Грайул либер" 31 октября 1943 г. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка © КРИЗИС ГИТЛЕРОВСКОГО БЛОКА / sci.house](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/105688054923.21819.jpg)
Газета "Свободное слово" (слева) и газета румынских военнопленных в СССР "Грайул либер" 31 октября 1943 г. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка © КРИЗИС ГИТЛЕРОВСКОГО БЛОКА / sci.house
Затем на первое место вышла аналитика. Источниками её стали политические допросы пленных, выясняющие настроения на той стороне фронта; анализ попавших в руки советских военных вражеских документов, в том числе писем домой, газет, рапортов и даже пластинок и фотографий.
На каждую немецкую дивизию был составлен формуляр о моральном состоянии офицеров и солдат. Особое внимание уделялось союзникам Германии: румынам, итальянцам, венграм. Важным источником полезной информации стали немцы-коммунисты и сотрудники Коминтерна. Бюро военно-политической пропаганды стало выпускать не только листовки, но и газеты на языке противника: для румын издавали "Грайул либер" ("Голос свободы"), для венгров — "Уйсо" ("Свободное слово"), для итальянцев — "Альбу" ("Зарю").
Дело было поставлено на поток. На создание одной листовки у авторов текстов уходило до двух суток, после чего текст обсуждался коллективно. К созданию рисунков были привлечены самые талантливые Кукрыниксы: Порфирий Крылов, Николай Соколов и уроженец Киева художник-карикатурист Борис Ефимов.
Затем листовки отпечатывали в тылу или прямо в прифронтовых типографиях. Несмотря на нехватку средств, почти 50% из них были цветными: они привлекали больше внимания. А чтобы немецкий солдат не сразу выбросил листовку, её маскировали под письма полевой почты, обрывки немецких газет или журналов. Считалось, что солдату так легче утаить листовку от своего командира.
Комфортные оковы
![Листовка-пропуск для немецких солдат, сдающихся в плен. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/496483182683.71716.jpg)
Листовка-пропуск для немецких солдат, сдающихся в плен. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка
Стиль агитационных листовок, адресованных солдатам вермахта, резко изменился в декабре 1941 года, когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. Солдатам больше не предлагали воевать против фюрера — только плен. Агитки напирали на то, что зима в России холодная, умереть можно быстро, но лучше сохранить себе жизнь. Пропагандисты указывали на то, что русские привычны к морозам и для них -32 °С — сущий пустяк. У них есть тёплые тулупы и валенки.
Немцы были непривычны к стуже и получали обморожения и пневмонию. В листовках делали упор на то, что все помещения для пленных хорошо отапливаются. В ход шли и письма от немецких фрау, найденные на телах погибших солдат. Для пущей убедительности обязательно указывали номера полевой почты и объясняли, что получатель письма уже мёртв: "Если ты не хочешь погибнуть — сдавайся!"
Другие листовки изображали раненого немецкого солдата, который умирал на госпитальной койке, в то время как к его жене приставал офицер СС. Или немецкую фрау, которая рвала портрет Гитлера над телом убитого мужа. Бюро военно-политической пропаганды старалось развеять миф, бытующий среди немцев, что в плену к немецким солдатам относятся жестоко. В листовках утверждалось, что у пленных будет хорошее питание, медицинская помощь и возможность получать посылки из дома.
Чтобы убедить немцев сдаться, публиковали фотографии, отснятые в лагере для пленных под Карагандой. На них сытые и здоровые немцы читали весточки из дома. Кроме газет и агиток бюро военно-политической пропаганды издавало брошюры для противника: "Известия с фронта", "Что происходит в Германии", "Как живут военнопленные в советской России".
И в окопе, и в туалете
![Загрузка в самолёт агитационных листовок для немецких солдат. Фото © МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ / encyclopedia.mil.ru](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/531827884977.8104.png)
Загрузка в самолёт агитационных листовок для немецких солдат. Фото © МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ / encyclopedia.mil.ru
Летом 1942 года при Главном политическом управлении РККА был создан Совет военно-политической пропаганды. Точно так же, как и сейчас, листовки на позиции противника забрасывали с помощью артиллерии: пачки заряжали в специальные снаряды, которые раскрывались и разбрасывали агитки. Однако их распространяли не только на передовой, но и в тылу, делали это разведгруппы и партизаны.
Листовки оставляли в укромных местах, которые немцы могли использовать под туалеты, и даже в самих деревенских туалетах. Ну а где ещё боец мог спокойно посидеть в полном одиночестве и насладиться творчеством советских пропагандистов? Считалось, что именно из туалета солдат мог потихоньку забрать листовку с собой и даже показать её близкому товарищу. Разбрасывали листовки и там, где немцы искали еду: на огородах и возле хлевов.
Радиостанции для офицеров и солдат
![Красноармеец из окопов боевого охранения ведёт передачу для солдат противника на немецком языке. Фото © МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ / encyclopedia.mil.ru](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/108908789843.49759.png)
Красноармеец из окопов боевого охранения ведёт передачу для солдат противника на немецком языке. Фото © МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ / encyclopedia.mil.ru
Одновременно с печатным словом в работу были пущены мощные радиостанции. Из Москвы, Ленинграда, Тбилиси и других крупных городов СССР они вещали на немецком, финском, румынском и польском языках, каждый день передавая в эфир 14 передач на семи различных волнах. Иногда передачи были обращены к определённым группам солдат противника: например, к связистам, которые могли слушать советские передачи.
А для вещания на широкие массы солдат на фронтовой полосе применялись мощные громкоговорители, которые сообщали немцам о фронтовых успехах Красной армии и о том, как хорошо живут в советском плену немецкие солдаты. Большую помощь в пропаганде оказали мощные звуковещательные станции, которые распространяли звук на несколько километров. Через них советские агитаторы разоблачали Гитлера как врага немецкого народа, доказывали неизбежность поражения, предлагали сдаться в плен и разъясняли миролюбивые планы СССР в отношении Германии.
Обращения пленных генералов
![Листовка с обращением немецкого антифашиста Альфреда Лискова (слева). Пленный генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс подписывает обращение 50 генералов к немецкому народу и армии. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/767437239548.3845.jpg)
Листовка с обращением немецкого антифашиста Альфреда Лискова (слева). Пленный генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс подписывает обращение 50 генералов к немецкому народу и армии. Фото © Оружие слова. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны / КиберЛенинка
Удачным примером пропаганды можно было назвать обращение к немецким солдатам самих немцев. Так, одна из самых первых листовок была написана солдатом вермахта Альфредом Лисковым, который перешёл на сторону СССР в самом начале и осуждал войну, развязанную против СССР.
Но ещё лучше получилось в 1943 году, когда с советскими пропагандистами согласились сотрудничать сдавшиеся в плен под Сталинградом немецкий генерал Вальтер фон Зейдлиц и полковник Ганс Гюнтер ван Хувен. Они записали к немецким солдатам обращение, которое крутили на фронте как раз в том месте, где были их части. Более того, фон Зейдлиц даже написал обращение к командующим двух армий и к командующему группой "Норд" генерал-фельдмаршалу Георгу фон Кюхлеру.
В результате боевых действий и кропотливой работы советских пропагандистов в течение Великой Отечественной войны в плен попали: 2,4 миллиона немцев, 100 тысяч австрийцев, 500 тысяч венгров, 200 тысяч румын, 70 тысяч чехов и словаков, 60 тысяч поляков, 49 тысяч итальянцев, 22 тысячи югославов (хорватов) и 2,4 тысячи финнов. Не все из них вернулись домой. Но тут уже пенять на СССР нечего. Советским гражданам самим зачастую было нечего есть и нечем прикрыться от холода: всё отдавали фронту.
![https://static.life.ru/publications/2022/6/9/645862427290.0776.png](https://static.life.ru/publications/2022/6/9/645862427290.0776.png)
Обращение немецкого военнопленного по радио к гитлеровским солдатам в Сталинграде. Фото © МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ / encyclopedia.mil.ru
Почему в плен Красной армии сдалось более 3 млн 400 тыс. человек?
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)