Отказ двигателей или теракт: Почему в Китае разбился Boeing 737-800
В деталях катастрофы ещё предстоит разобраться авиационным властям, однако бывшие пилоты Boeing-737 уже прогнозируют последствия.
![China Eastern Airlines Boeing 737-800. Обложка © Getty Images / VCG](https://static.life.ru/publications/2022/3/21/313464070721.55023-900x.jpeg)
China Eastern Airlines Boeing 737-800. Обложка © Getty Images / VCG
Днём 21 марта на юге Китая разбился пассажирский Boeing 737 авиакомпании China Eastern Airlines. Он выполнял рейс Куньмин — Гуанчжоу. На борту находилось 133 человека. Связь c самолётом прервалась над городским округом Учжоу. Сразу после катастрофы в районе падения начался сильный пожар, а китайские авиационные власти приостановили полёты самолётов этого типа.
Boeing 737-800
Самолёт, упавший в КНР, уже идентифицирован — это Boeing 737-800. Другое название модели — Boeing 737 Next Generation. Самолёты этого типа летают с 1997 года и считаются одними из самых надёжных в мире. Судя по данным сервиса Flightradar24, рейс MU5735 начал резко терять высоту. Причины происшествия в данный момент устанавливаются, однако среди наиболее вероятных бывшие пилоты Boeing 737 рассматривают техническую неисправность и человеческий фактор, вскоре к ним может добавиться и третья версия.
![Скриншот © Flightradar24](https://static.life.ru/publications/2022/3/21/1442387827762.1162.png)
Скриншот © Flightradar24
Это первая подобная авиакатастрофа в КНР за более чем 10 лет — последний крупный инцидент с самолётами произошёл в Ичуне на северо-востоке Китая в 2010 году. В той аварии погибли 44 из 96 находившихся на борту человек. После того как авария Boeing 737-800 China Eastern официально была подтверждена, в Китае запретили полёты всех самолётов этого типа.
На техническую неисправность, по словам бывшего пилота Boeing 737 Сергея Данилянца, указывает резкое снижение борта.
![](/_next/static/images/quote-gray.image-7aaffe20f0383a116c963efd5b3277bb.png)
Резкое снижение такого самолёта можно объяснить двумя причинами. Первая — это отказ обоих двигателей, что математически явление практически невозможное. Борт снижался очень резко. На 737-800 установлены двигатели CFM 56-7B27, которые вполне надёжны, а на самолётах этого типа летают многие российские компании, например "Победа". Вторая — это нечто экстраординарное, что произошло в небе и в теории могло разорвать самолёт на две части
Отказ двигателя
![Фото © Shutterstock](https://static.life.ru/publications/2022/3/21/231445652063.44708.jpg)
Фото © Shutterstock
По словам Данилянца, намеренно вывести из строя двигатели 737-800 сложно, однако именно резкое снижение самолёта тревожит зарубежных экспертов по авиации. При этом сомнения вызывает и другая особенность: 737-800 China Eastern "провалился" ниже "сотого" эшелона — безопасной отметки в 3000 метров, на которой экипаж может разгерметизировать самолёт полностью так, чтобы пассажиры могли дышать без кислородных масок. Однако этого, как поясняет бывший командир Boeing 737 Константин Корнилов, не произошло — машина экстренно снизилась почти до отметки в две тысячи метров, а затем, судя по всему, начала камнем падать вниз.
![](/_next/static/images/quote-gray.image-7aaffe20f0383a116c963efd5b3277bb.png)
У меня два вопроса в связи с этой ситуацией возникает. Первый — почему борт снижался со скоростью на 20 километров в час быстрее критической. Второй — если кадры в социальных сетях из КНР правда, то имело место почти вертикальное падение, то есть самолёт, вероятно, воткнулся носом в землю. Такое возможно, только если вырвать кусок фюзеляжа
Недостатки Boeing 737-800
![Boeing 737 авиакомпании TACA International. Фото © Wikipedia](https://static.life.ru/publications/2022/3/21/297035457443.87915.jpg)
Boeing 737 авиакомпании TACA International. Фото © Wikipedia
Несмотря на то что все системы самолёта несколько раз резервируются, слабые места у пассажирских Boeing всё ещё есть. Помимо новых модификаций 737-MAX8, две катастрофы которых почти на два года приковали весь флот этих моделей к земле, проблемы есть и у более возрастных моделей. 24 мая 1988 года Boeing 737 авиакомпании TACA International разбился из-за отказа сразу двух двигателей. Причину расследователи авиакатастроф определили практически сразу, как удалось поднять бортовые самописцы и данные о погоде в том районе. Оказалось, что два двигателя Boeing 737 "глотнули" воды во время сильной грозы и низкой облачности. Картина была практически идентичной крушению борта China Eastern, однако почти 35 лет назад самолёт падал с куда более низкой скоростью.
Для самолётов Boeing, включая 737-800, выпущена специальная инструкция, которая регламентирует подобные явления. Однако есть проблема: в этом документе 822 страницы и выполнить полный цикл аварийных процедур у лётчиков часто нет времени. При этом азиатские авиакомпании часто сталкивались с отказами именно на 737-800. К примеру, всего год назад индонезийская Garuda Indonesia заявляла, что у самолёта отказал второй двигатель, а затем и первый начал работать с перебоями. Действовать пилотам пришлось на критически малой высоте — выравнивание машины происходило на отметке в 1200 метров (4000 футов). При этом самолёт был относительно новым — Boeing 737-800, который едва не разбился, был выпущен всего 10 лет назад. Boeing China Eastern, разбившийся 21 марта, начал летать и того меньше — всего шесть лет назад. После авиакатастрофы в Китае акции концерна Boeing на открытии обвалились на 4,3%, однако компания пока никак не прокомментировала произошедшее.
Совпадение или теракт?
Эксперты по авиабезопасности вспомнили, что летом 2021 года уже происходило нечто похожее. Boeing 737-200 авиакомпании Transair потерял тягу обоих двигателей на высоте в 4000 метров и был вынужден "спланировать" обратно в аэропорт вылета. Самолёт не дотянул до взлётно-посадочной полосы примерно два километра, однако экипаж и всех пассажиров оперативно спасла Береговая охрана. Падение Boeing 737-800 в Китае ещё не расследовано, и у авиационных властей пока отсутствуют даже предварительные данные. В качестве одной из версий произошедшего китайские эксперты по авиабезопасности рассматривают "превышение допустимой скорости снижения", однако вероятную резкую разгерметизацию салона объяснить пока невозможно.
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)