Параллельный импорт: Как он сможет наполнить магазины "ушедшими" марками
Разрешение на "серые поставки" или обнуление западных санкций? Лайф разобрался, зачем ФАС хочет отменять запрет на так называемый параллельный импорт.
![Контейнеры во Владивостокском морском торговом порту. Обложка © ТАСС / Юрий Смитюк](https://static.life.ru/publications/2022/3/20/1426690574036.358-900x.jpeg)
Контейнеры во Владивостокском морском торговом порту. Обложка © ТАСС / Юрий Смитюк
Антимонопольная служба выступила за отмену запрета на параллельный импорт, то есть ввоза в Россию любых товаров без разрешения правообладателя. Эту меру ведомство уже обсудило с основательницей Wildberries Татьяной Бакальчук, которая инициативу поддержала. В ближайшее время ФАС намерена встретиться и с другими крупными игроками российского рынка.
— Сейчас на ввоз любого товара в Россию нужно разрешение правообладателя, — рассказал Лайфу таможенный брокер Олег Ушаков. — Иначе партия товара будет просто арестована на таможне. То есть фактически невозможно ввести, например, партию кроссовок Adidas или даже шнурков к этим кроссовкам через любые третьи страны — компания-правообладатель просто не даст такого разрешения. После того как параллельный импорт будет разрешён, производитель фактически просто потеряет право на свой товарный знак сразу после продажи товара. Это приведёт к взрывному росту трансграничной торговли. Потребители от этого только выигрывают.
![Покупатель выбирает кроссовки в магазине. Фото © ТАСС / Александр Артеменков](https://static.life.ru/publications/2022/3/20/1409434033135.3699.jpg)
Покупатель выбирает кроссовки в магазине. Фото © ТАСС / Александр Артеменков
Дьявол кроется в деталях
Собственно, с запретом параллельного импорта ФАС пытается бороться давно, ещё до введения жёстких санкций против России. Дело в том, что в различных странах западные концерны ведут свою ценовую политику. И стоимость одной и той же детали или товара может различаться в разы. Например, ведомство долгое время судилось с автоконцерном Daimler, который разрешал ввозить в Россию запчасти для своих автомобилей только официальным дилерам, а те монопольно поддерживали на них высокие цены. Антимонопольное ведомство пыталось штрафовать производителя за нарушение конкуренции, однако компания всё равно не разрешала ввозить запчасти из третьих стран.
— В первую очередь речь идёт, конечно, о запчастях, — отметил автоюрист Николай Богданцев. — Многие товары Россия и сама вполне в состоянии производить, но после запрета поставок запчастей для авиалайнеров, различного оборудования и автомобилей многие производства могут просто встать. Поэтому мера эта хоть и суровая, но вполне оправданная.
26 февраля Евросоюз запретил продавать европейские самолёты, запчасти и оборудование российским авиакомпаниям. По тем контрактам, которые были заключены до 26 февраля 2022 года, поставки смогут продолжаться только до 28 марта. Впоследствии к этим санкциям присоединились США. В настоящее время поставки автозапчастей в Россию прекратило большинство производителей. Иногда это даже не связано напрямую с санкциями, производители жалуются на разрыв логистических цепочек.
Новые меры, которые предлагает ФАС, могут фактически обнулить эти ограничения, отмечают эксперты. Тем более что соответствующий проект был разработан ещё два года назад.
![Осмотр самолёта перед вылетом в международном аэропорту. Фото © ТАСС / Валерий Матыцин](https://static.life.ru/publications/2022/3/20/1284458523483.818.jpg)
Осмотр самолёта перед вылетом в международном аэропорту. Фото © ТАСС / Валерий Матыцин
Впрочем, уже сейчас суды отказывают в защите прав на товарные знаки для зарубежных правообладателей. Так, в Кирове арбитражный суд посчитал претензии правообладателя "Свинки Пеппы" к российскому предпринимателю злоупотреблением правом и отказал в компенсациях. Судья мотивировал своё решение тем, что правообладатель из недружественной России страны — Великобритании. Кроме того, Правительство России выпустило постановление, согласно которому с 7 марта 2022 года обнуляются любые компенсационные выплаты зарубежным патентообладателям, государства которых совершают в отношении российских компаний и граждан недружественные действия.
— С точки зрения международного права эта схема, конечно, выглядит довольно серой, — отмечает Ушаков. — Однако в нынешней ситуации у России просто нет иного выхода. Все в России от этого выиграют. Запад проиграет.
![https://static.life.ru/publications/2022/3/20/1624345148133.714.jpg](https://static.life.ru/publications/2022/3/20/1624345148133.714-900x.jpeg)
Контейнеры во Владивостокском морском торговом порту. Обложка © ТАСС / Юрий Смитюк
Поддерживаете ли вы инициативу ФАС?
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)