Как спор между пилотами самолёта ТУ-134 стал причиной гибели 70 человек
Этот случай остаётся самым вопиющим нарушением авиационной безопасности в истории полётов по сей день.
![Ту-134А авиакомпании "Аэрофлот". Фото © Wikipedia / Eduard Marmet](https://static.life.ru/publications/2022/2/7/943449068375.6343-900x.jpeg)
Ту-134А авиакомпании "Аэрофлот". Фото © Wikipedia / Eduard Marmet
Рейс № 6502
Рейс № 6502 следовал по маршруту Свердловск – Куйбышев – Грозный. На дворе стояло бабье лето, и погода была идеальна для полётов: ясное небо, солнце, слабый ветер. Командиром рейса назначили опытного пилота Александра Клюева, пожалуй, даже слишком уверенного в своих силах. Доверенный ему самолёт Ту-134, или "Туполёнок", считался гордостью гражданской авиации. Надёжный, манёвренный, с непревзойдёнными до сих пор ограничениями по величинам боковой (20 м/с) и встречной (30 м/c) составляющих ветра в момент взлёта и посадки. Александр Клюев и второй пилот Геннадий Жирнов немного расслабились: "Вот сейчас приземлимся в Курумоче, а там и Грозный. Гостиница. Ресторан. Отдых". 20 октября в 14:33 Ту-134 вылетел из аэропорта в Свердловске. Первый и второй пилот о чём-то шутили, смеялись.
Через час начался заход на промежуточную посадку в Куйбышеве, но уже в 15:50 вместо плавного касания шасси о бетонку самолёт жёстко приземлился на взлётно-посадочную полосу. От мощнейшего удара сложились три стойки шасси, "Туполёнок" завалился на брюхо. Почти моментально у самолёта отвалилась левая часть крыла, из повреждённых кессонов хлынул керосин, самолёт развернуло, он сошёл на грунт, перевернулся, разломился пополам. На раскалённые от трения металлические части попал керосин, и самолёт вспыхнул как спичка. После непродолжительного пожара произошёл взрыв, который слышали все жители окрестных деревень.
После падения и взрыва в боку "Туполёнка" образовалась дыра. Из неё выпрыгнуло несколько человек, они побежали прочь — подальше от проклятого места. Вместе с ними выскочил человек в наручниках, как потом окажется — опасный зэк. Ещё несколько человек выпрыгнули из задней части, пламя разгоралось всё сильнее. Быстро сориентировались аварийно-спасательная служба аэропорта Курумоч и пожарники, и огонь вскоре потушили. Началась фаза спасательной операции. В это время из самолёта выпрыгнул второй пилот Геннадий Жирнов. Глотнув немного воздуха, он запрыгнул обратно и через минуту начал выводить из самолёта тех, кто мог идти. Ему удалось спасти несколько человек, после чего он упал на траву и начал задыхаться.
![Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com](https://static.life.ru/publications/2021/10/20/1226158637990.2988.jpeg)
Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com
Из 94 человек выжили три члена экипажа, включая командира Александра Клюева, и 21 пассажир. Геннадий Жирнов катастрофу не пережил — он скончался в больнице через три дня после госпитализации. Самое странное началось после того, как обломки Ту-134 начали убирать со взлётно-посадочной полосы. На допросе Клюев признался, что пилоты "дали маху" и пошли на нарушение всех мыслимых и немыслимых правил.
Авиабилет в один конец
Когда специалисты по расследованию авиакатастроф расшифровали чёрный ящик, всё встало на свои места. Даже бывалые следователи подивились редкому сочетанию безответственности и самоуверенности. После того как второй пилот Геннадий Жирнов доложил командиру, что самолёт начинает снижение и что погода стоит ясная, командир Клюев сказал: "Отлично. Скоро будем в Грозном".
Далее последовала пауза и почти анекдотический диалог, от которого у бывалых пилотов до сих пор волосы встают дыбом:
"Слушай, Жень, помнишь, ты говорил, что один твой знакомый посадил самолёт вслепую?" — спросил Клюев.
Жирнов нехотя подтвердил, но больше был занят посадкой.
"Спорим, что я посажу сейчас так же? Ты угощаешь ужином в Грозном, если продуешь?" — продолжил Клюев.
Жирнов попытался отмахнуться от опасного предложения и сказал, что за такое можно получить "по шапке". А после в разговор подключился бортинженер и подначил Жирнова, что тот боится проиграть. Это задело взрослого человека, и он принял пари, добавив, что проигравший платит за ужин. Далее Клюев приказал закрыть обзорное окно своей кабины и пошёл на снижение по приборам.
Удивительно и другое: второй пилот, штурман и бортинженер, будто бы загипнотизированные лихачом, вообще не вмешивались в ситуацию. Самолёт слишком быстро шёл на снижение, и в данной ситуации надо было пойти на второй круг, но никто этого не сделал. Почуяв неладное, Клюев попытался открыть обзорное окно, но шторку остекления кабины, как назло, заело.
![Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com](https://static.life.ru/publications/2021/10/20/742335184889.7893.jpeg)
Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com
Запоздалая реакция Жирнова ни к чему не привела — лётчик потянул штурвал на себя, но через несколько секунд самолёт, сигналивший пилотам всеми видами сирен в кабине, врезался в землю.
Человеческий фактор
Тем, кто разгребал останки Ту-134, пришлось насмотреться такого, что не забудешь за целую жизнь. Самолёт, перевёрнутый "вверх ногами", не дал освободиться большинству пассажиров. Многие, включая маленьких детей, остались висеть на ремнях, и в таком состоянии до беспомощных людей добрался огонь, раздуваемый сильным ветром у земли. Было установлено, что во время столкновения с землёй погибли единицы, остальные задохнулись продуктами горения: фосгеном, синильной кислотой, хлористым водородом, соединениями мышьяка, диоксинами и ещё десятком смертельно ядовитых веществ.
![Перевёрнутый салон самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com](https://static.life.ru/publications/2022/2/7/1349296740705.853.jpg)
Перевёрнутый салон самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com
Мистика авиакатастрофы
Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве стала одной из самых чудовищных с точки зрения авиационной безопасности страны, стремительно влетавшей в эру реактивных авиаперевозок. В ходе расследования выяснилось, что лётчиков подвела слепая вера в приборы — на траекторию посадки Ту-134 подлетал выше глиссады, а его скорость была намного выше посадочной. Опытные лётчики не раз делали разбор этого крушения, всякий раз добавляя, что такое отношение к безопасности полётов "находится за гранью здравого смысла".
Командир рейса № 6502 Александр Клюев был приговорён судом к 15 годам лишения свободы. После пересмотра дела срок уменьшили до шести лет, которые он полностью отсидел, выйдя на свободу в 1994 году. Также ужесточились требования к остальным членам экипажа. В случае неадекватного поведения командира второй пилот обязан вмешаться в ситуацию и скорректировать его действия, даже если делать это придётся силой.
![Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com](https://static.life.ru/publications/2022/2/7/1225381316187.5547.jpg)
Последствия катастрофы самолёта Ту-134 в Куйбышеве 20 октября 1986 года. Фото © В.В. Фрыгина / tushinetc.livejournal.com
На шторках, которые закрывают обзорные стёкла, теперь ставят пломбы. Опытные пилоты называют такое устройство "стопором от дураков". Поменялись и сами авиалайнеры. Теперь салоны пассажирских самолётов делают из менее токсичных материалов, чтобы в случае пожара в салоне у пассажиров было больше шансов выжить. Ужесточились правила и для пилотов: после этой авиакатастрофы к лётчикам стали предъявлять такие же требования, как к военным, охраняющим баллистические ракеты, а кроме профессионального тестирования на знание техники пилотирования добавилась и психиатрическая экспертиза.
Что привело к крушению Ту-134 в Куйбышеве?
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)