Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам
Постепенно владельцев электрического транспорта выводят из категории пешеходов. Статус полноценного участника дорожного движения двухколёсный электротранспорт получит ещё не скоро, однако смертельные аварии и тяжёлые ДТП происходят уже сейчас.
![Фото © Shutterstock](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/918942363589.4163.jpeg)
Постепенно приучают к правилам
Предложение замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко определить скоростной порог для средств индивидуальной мобильности (СИМ) в очередной раз породило обсуждения на тему соблюдения правил владельцами самокатов. Суть его проста: предлагается зафиксировать скоростные режимы для всех электросамокатов и электрического транспорта на одном или двух колёсах вообще. Также Минтранс предлагает ввести новые дорожные знаки, которые будут регулировать движение подобных транспортных средств.
Такие нововведения, по словам адвоката Андрея Карпинского, приведут к тому, что владельцы СИМ по умолчанию перестанут считаться пешеходами и ответственность для них в ряде случаев будет наступать как для водителя.
![](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/322104136512.82574-900x.jpeg)
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Владельцы СИМ могут спорить с этим утверждением сколько угодно, но они очень хорошо устроились. Когда им выгодно — они пешеходы. Когда они на дороге — они считают себя частью дорожного движения. Особенность в том, что по букве закона и на пешеходных зонах, и на дороге они гости и находиться везде, где они привыкли, они могут только с соблюдением всех правил. Ограничение скорости в 20 километров в час — это логичный и взвешенный шаг, который проведёт черту между ними (владельцами СИМ) и пешеходами в тех зонах, где чаще всего происходят столкновения и травмы
Ездить не запретят, но отвечать заставят
К слову, уже сейчас за отказ легализоваться и ездить по правилам можно понести заслуженное наказание. Например, за пьяное ДТП на мощном самокате (с выездом на дорогу и столкновением) можно лишиться права управления транспортом на год или полтора. Пьяная езда без прав тоже наказывается по закону. К примеру, теперь владельцы электросамокатов рискуют "попасть" на полноценную "взрослую" эвакуацию — с оформлением, протоколом, оплатой штрафов и услуг эвакуатора.
Однако такие наказания, по мнению журналиста и автомобильного эксперта Юлия Леонтьева, проблему взаимодействия владельцев СИМ с окружающей реальностью не решат.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы?
![Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы?](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/563172326493.4406-300x.jpeg)
Нужно стать такими, как все?
Замдиректора Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко пояснил, что проектом изменений в правила дорожного движения предполагается введение ряда дорожных знаков, например "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено". По сути, на дорогах общего пользования (а возможно, и в пешеходных зонах) появятся участки, доступ на которые верхом на самокате или гироскутере будет запрещён. Впрочем, юристы отмечают, что с точки зрения закона доступ электросамокатам на дороги общего пользования запрещён в принципе — они не могут появляться на проезжей части никогда и ни при каких условиях.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют
![Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/500260576123.32306-300x.jpeg)
Однако допускать электросамокаты на дороги общего пользования, по словам юриста Андрея Лухина, ещё опаснее.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД
![Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/131270699541.11063-300x.jpeg)
При этом, по словам Лухина, введение определённых ограничений при пользовании электросамокатом должно иметь место.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода
![Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода](https://static.life.ru/publications/2020/10/18/131270699541.11063-300x.jpeg)
20 километров в час — это много или мало?
Если бы владельцы мощных электросамокатов были обязаны получать права, то движение со скоростью потока 60–65 километров в час считалось бы нормой. Гонки по трассам и городским магистралям на скорости в 80–90 километров в час в этот раз мы намеренно оставим за скобками. Сосредоточиться нужно лишь на 20 километрах в час — рекомендованном максимальном пороге скорости. С учётом того что двигаться электросамокатам можно только по тротуарам, возникает вопрос: что будет с водителем электросамоката и пешеходом в случае столкновения? Ответ на этот вопрос мы попросили дать кандидата медицинских наук, челюстно-лицевого хирурга Арсена Ованесова. По его словам, даже на вдвое меньшей скорости у владельца самоката есть риск серьёзно травмироваться и травмировать других.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
В зависимости от того, как происходит столкновение, страдать могут почти все кости черепа. Травмы у владельцев электросамокатов — довольно распространённые повреждения в последние пару лет. Летом у нас на операции и реабилитации находился пациент, который повредил носовую и слёзную кости, а также верхнюю и нижнюю челюсти. При этом пациент утверждал, что двигался по тротуару и перед ним из обычной арки между домами резко выехал автомобиль
Согласованный законопроект Минтранс и МВД могут опубликовать весной — как раз в начале сезона, когда владельцы электросамокатов начинают готовить свой транспорт к использованию в летний сезон.