Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 марта 2020, 09:02
35566

Доставка смерти. Стоит ли бояться "Яндекс.Еды" и Delivery Club из-за коронавируса?

В Россию пришёл коронавирус. На сегодня в нашей стране официально зарегистрировано 34 заболевших. На карантине по подозрению — в разы больше. Последние вынуждены пребывать в изоляции либо в квартире, либо в общежитии, либо непосредственно в больнице. Во всех случаях подозреваемых не выпускают из дома даже за хлебом. И если в больнице питание регулярно появляется само собой, то в случае с "домашним арестом" всё сложнее. Приходится делать так, чтобы еда приехала сама. Благо сервисов, готовых оказать данную услугу, много. Но безопасно ли ими пользоваться в условиях потенциальной эпидемии?

Фото © ТАСС / Евгений Разумный

Фото © ТАСС / Евгений Разумный

Как коронавирус уже повлиял на ресторанный бизнес в России?

Фото © Getty Images

Фото © Getty Images

Меньше недели назад Лайф со слов общественного уполномоченного в сфере ресторанного бизнеса при бизнес-омбудсмене Москвы Сергея Миронова уже писал о снижении доходов в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга. По его данным, спрос на услуги кафе, бистро и прочих едален в обеих столицах за февраль и март упал на 30%.

Что любопытно, сами бизнесмены склонны винить не только и не столько панику, развернувшуюся вокруг коронавируса. Например, владелец питерской кофейни "Хоган" Никита Болушев признался Лайфу, что главная причина снижения доходов — плохая погода.

Вместе с тем Миронов утверждает, что увеличился спрос на услуги курьерских служб вроде Delivery Club и "Яндекс.Еды". Мы спросили обе компании о влиянии коронавируса на их нагрузку. "Зелёные" подтвердили, что спрос в первых месяцах 2020 года на самом деле вырос по отношению к 2019 году. Но они считают позитивную динамику плановой, не связанной с новостями о CoViD-19. "Яндекс" оставил вопрос про нагрузку без комментариев.

Нетипичных факторов, влияющих на рынок, мы на текущий момент не видим, — заявили в пресс-службе Delivery Club.

А в других странах?

Фото © ТАСС / EPA

Фото © ТАСС / EPA

Сложно ручаться за все регионы сразу, но опишем обстановку в Китае, там, где находится очаг распространения коронавируса. В первую очередь отметим, что тамошние власти приложили максимум усилий к тому, чтобы люди в принципе контактировали друг с другом как можно реже. В Ухани, например, китайцам запрещено без особой надобности покидать свои дома чаще двух раз в неделю. Многие торговые центры, магазины и кафе временно закрыты, чтобы не образовывалось плотных скоплений людей. В остальных провинциях китайцы сами ограничивают себя в вылазках. В такой обстановке люди вынуждены пользоваться услугами курьеров чаще, чем когда-либо.

Как следствие, соответствующие сервисы перегружены. Даже такие, как Meituan (мы его, кстати, упоминали в тексте про суперприложения), у которого по всей стране ежедневно задействовано около 700 тысяч сотрудников.

Курьерам приходится возить не только продукты и готовые блюда из ресторанов, но и непродовольственные товары. Количество заказов, рассчитанных на две персоны и более, выросло на 31%. Количество заказов на компании в количестве от пяти человек и вовсе скакнуло на 70%. И это при том, что в обычных условиях готовые блюда в КНР, как правило, заказывают только одиночки.

Иронично, что по факту курьеры в Китае сегодня всё равно что разносчики из игры Death Stranding. В обоих случаях профессионалы ежедневно рискуют если не жизнью, то точно здоровьем, выполняя свои обязанности. И такая преданность своему делу не остаётся незамеченной. В китайских СМИ разносчиков еды и продуктов сравнивают с медработниками и называют героями.

Впрочем, не все и не всегда видят в доставщиках благо. Хватает и тех, кто опасается работников этой сферы. Некоторые считают, что они способствуют распространению болезни. В борьбе за доверие и безопасность клиентов Meituan и его конкуренты принимают дополнительные меры предосторожности. О них и поговорим.

Как перестраховываются курьерские службы?

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Пройдёмся по российским компаниям. "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" раздали своим сотрудникам памятки с правилами гигиены. Также компания приготовила запасы дезинфицирующих средств со свободным доступом.

Курьерам рекомендовали чаще мыть руки, воздерживаться от рукопожатий, пользоваться обеззараживающими средствами и обращаться к медикам при малейших признаках плохого самочувствия. Кроме того, курьеры могут отказаться от заказов в инфекционные больницы, а заказы в другие медицинские учреждения будут осуществляться только до проходной, объяснил "Яндекс".

К тому же компания добавила в свой сервис неформальную опцию бесконтактной доставки. С её помощью можно попросить курьера оставить заказ у двери, не дожидаясь клиента. Пользователь сам заберёт заказ, когда курьер уйдёт. Эта схема исключает контакт между людьми.

Delivery Club тоже познакомила своих сотрудников с базовыми требованиями, соблюдение которых необходимо для предотвращения распространения инфекции. "В ближайшее время для курьеров в Москве будет организован пункт выдачи медицинских масок и антисептических средств для рук", — добавляет пресс-служба компании.

Что до бесконтактной доставки, то в Delivery Club она была всегда. Чтобы ею воспользоваться, достаточно написать соответствующую просьбу в комментариях к заказу. "Такие комментарии и раньше добавляли клиенты, которые, например, не успевали приехать домой к прибытию курьера или не хотели будить спящего ребёнка", — объясняет курьерская служба.

Похожая опция появилась и в питерском сервисе "Готово". Он, как и "Яндекс.Еда", тоже недавно уведомил своих пользователей о возможности попросить курьера оставить заказ в указанном месте недалеко от адреса или у двери.

Отметим, что идею бесконтактной доставки российские компании, судя по всему, подглядели у китайских коллег. Именно там в связи с эпидемией коронавируса курьерские службы по требованию властей решили использовать этот метод для сокращения контактов. В дополнение к этому Meituan прикрепляет к пакетам с едой пометку о том, что каждый сотрудник, который готовил заказ, здоров. Все курьеры перед доставкой измеряют температуру тела и пишут её на чеке.

А это действенно?

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

В российских реалиях описанные выше меры оказывают скорее успокаивающий, чем защитный эффект. Delivery Club и "Яндекс.Еда" просто реагируют на растущую из-за новостей о коронавирусе тревогу. Во всяком случае вирусолог, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Гамалеи Виктор Зуев для России считает подобные меры избыточными.

Курьеров опасаться не стоит. А вот если вы на карантине по подозрению, то лучше от случайных контактов воздержаться, — говорит эпидемиолог. По его словам, вероятность заразиться от курьера в России близка к невозможной.

Другое дело — Китай. Там бесконтактная доставка и другие меры предосторожности в курьерских службах полностью оправданны. "Китай — это очаг пожара. Там каждый человек был на подозрении. У нас же на всю страну 20 заболевших, двое из которых — китайцы. Мы же не болеем!" — восклицает Виктор Зуев.

Вместе с тем Виктор Абрамович похвалил подготовку России к коронавирусу. Дескать, у нас были выставлены замечательные кордоны с первого дня в морских и воздушных портах. В качестве примера плохой реакции на китайскую эпидемию доктор наук привёл Италию.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar