Иран и Украина разошлись в версиях крушения "боинга". Российские эксперты не верят в объективное расследование
Официальные лица Ирана и Украины сделали первые заявления по ходу расследования авиакатастрофы, произошедшей 8 января, когда в пригороде Тегерана упал и взорвался украинский пассажирский лайнер Boeing 737. Каких версий придерживаются два государства и почему эти версии очень скептично оценивают авиаэксперты России — в расследовании Лайфа.
![Фото © AP Photo / Ebrahim Noroozi](https://static.life.ru/tmp/AP_20008307472631-1578583609894.jpg)
Иран и Украина озвучили первые итоги расследования крушения украинского пассажирского лайнера Boeing 737-800. Напомним, самолёт летел из тегеранского аэропорта в Киев. Буквально через несколько минут после взлёта на высоте 2400 метров он воспламенился, начал разваливаться и медленно падать, в итоге разбившись о землю на юго-западе Тегерана. Погибли все пассажиры и члены экипажа — всего 176 человек. И это чудо, что не пострадало ещё больше. В зоне риска находились люди, живущие возле тегеранского парка развлечений "Лале", куда и упало воздушное судно.
© LIFE
Сразу после страшной трагедии по всему земному шару начали выдвигать версии. Мало того что падение украинского "боинга" само по себе выглядит очень таинственно, так ещё и место аварии — Иран — находится в эпицентре мирового военного напряжения. Достаточно вспомнить убийство американскими ВС иранского генерала Касема Сулеймани и ответ иранского Корпуса стражей исламской революции, который обстрелял американские военные объекты в Ираке.
Ситуация на Ближнем Востоке, близкая к третьей мировой войне, максимально запутывает и тормозит расследование авиакатастрофы. Тем не менее должностные лица Ирана и Украины уже успели сделать первые официальные заявления, озвучив совершенно противоположные версии. К обеим версиям российские авиаэксперты относятся скептически.
Что говорит официальный Иран
От лица Ирана первые итоги расследования авиакатастрофы огласил глава Национального авиационного управления Али Абедзаде.
![person](https://static.life.ru/tmp/S_%25D8%25AA%25D8%25B5%25D9%2588%25D9%258A%25D8%25B1_%25D8%25A8%25D8%25B2%25D8%25B1%25DA%25AF_%25DA%25A9%25D8%25A7%25D9%2588%25D8%25B1_1398-10-19-1578583042188-600x.jpg)
Глава Национального авиационного управления Али Абедзаде
Фото © cao.ir
— Самолёт поднялся на высоту 8000 футов и пропал с радаров. При этом пилоты не сообщали о нештатной ситуации на борту. После воздушное судно развернулось, как если бы направилось обратно в аэропорт им. Хомейни из-за возникшей технической проблемы. На это указывает траектория полёта, — заявил Али Абедзаде. — Согласно показаниям очевидцев с земли, самолёт загорелся в воздухе и взорвался от удара о землю. Падение произошло на территории парка развлечений на юго-западе Тегерана. Все 167 пассажиров погибли. На месте крушения найдены чёрный ящик и диктофон кабины. Оба устройства повреждены огнём, но их внутренняя память сохранилась. Сейчас они находятся у иранских следователей авиационных происшествий.
По словам Абедзаде, в первую очередь об авиакатастрофе сообщили Украине — как стране, где зарегистрировано судно, Соединённым Штатам Америки — как стране-производителю, Швеции и Канаде — как странам, заявившим, что их граждане летели данным рейсом. В соответствии с Чикагской конвенцией Иран приглашает все стороны авиакатастрофы к расследованию. Первой прибыла в Тегеран группа украинских экспертов.
Украина, как обычно, винит Россию
Прямо противоположной позиции придерживается Украина. Вот какое заявление сделал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.
![person](https://static.life.ru/tmp/S_78596136_816629582084627_4708405044096008192_o-1578582764394-600x.jpg)
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов
Фото © Facebook / Олексій Данилов
— В соответствии с решением президента Украины Владимира Зеленского в Тегеран прибыла украинская государственная комиссия по расследованию катастрофы "боинга". Это 45 человек. Сейчас ими изучаются различные версии внезапного падения самолёта. Среди основных, — начинает перечислять Алексей Данилов, — поражение самолёта из российского зенитного ракетного комплекса "Тор" — проверяется информация из Сети об обнаружении обломков ракеты вблизи места катастрофы, столкновение с беспилотником или другим летающим объектом, разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам, взрыв самолёта изнутри в результате террористического акта. В состав комиссии включены специалисты, участвовавшие в международном расследовании атаки российских военнослужащих на малайзийский "боинг" МН-17 17 июля 2014 года в воздушном пространстве Украины, — особо подчёркивает высокий украинский чиновник, традиционно бросая на Россию тень вины и за ту авиакатастрофу пятилетней давности, международное расследование по которой ещё не завершено.
Если судить по словам официального представителя СБНО Алексея Данилова, Украина склоняется к версии, что, скорее всего, во всём виноваты русские, в крайнем случае — русское оружие. Честно говоря, эта свежеиспечённая конспирологическая версия уже не удивляет.
Что думают в США и Канаде
Ни американцы, ни канадцы пока не делали официальных заявлений по крушению украинского "боинга". Скупую информацию о том, каких версий придерживаются в этих двух странах, опубликовало лишь международное информагентство Reuters. Согласно его анонимному источнику в американских спецслужбах, США пока оценивают причины падения самолёта как техническую неисправность. Канадский источник сообщает, что есть некие доказательства перегрева одного из двигателей.
Крушение странное и загадочное, комментирует заслуженный лётчик России
Специально для Лайфа официальные версии Ирана и Украины, а также неофициальные Канады и США оценил заслуженный пилот России Вадим Базыкин.
![person](https://static.life.ru/tmp/S_w_f750c84f-1578583416766-600x.jpg)
Заслуженный пилот России Вадим Базыкин
Фото © VK.com / Вадим Базыкин
— В среде лётчиков мы, естественно, уже обсуждали это крушение. Честно скажу, для меня и моих коллег оно выглядит очень странно и загадочно, — признаётся заслуженный лётчик. — Что там могло произойти по технической части? Конструктивно двигатель выполнен так, что он может полностью выгореть, даже отвалиться с пилона, но для лайнера Boeing 737 это не будет катастрофично. У него двойная система пожаротушения. То, что возгорание потушится, — вариант почти 100%.
— Очень странной выглядит версия перегрева двигателя. Это в принципе крайне редко бывает. "Боинги" рассчитаны и по Африке летать. А упавший самолёт взлетал утром, когда ещё не стояло 50-градусной жары, — недоумевает Базыкин.
— Крушение из-за неполадок двигателя возможно лишь при двух условиях, — утверждает Базыкин. — Во-первых, в случае обрыва лопаток, которые разносятся как осколочная граната Ф-1. Такое могло произойти по вине аэродромных служб, халтурно очистивших взлётную полосу, из-за чего какой-то болт или винт подсосало двигателем. Во-вторых, в случае если при пожаре не была перекрыта подача топлива из бака в двигатель. А это могло произойти либо из-за глупой ошибки экипажа, что крайне сомнительно хотя бы потому, что они не самоубийцы, либо из-за нарушения связи "компьютер — самолёт". Последнее более возможно, но очень сомнительно. Повторюсь, "боинги" сделаны так, что их сложно убить — очень редко там что-то отказывает по технической части, крайне надёжная машина. Потому-то меня также смущает отказ связи между землёй и пилотами. Ведь, даже если бы отказала основная, осталась бы дублирующая.
— А вот к экипажу у меня особых вопросов нет, — говорит Вадим Базыкин. — Судя по видео, они не растерялись. Раз они разворачивались к аэродрому вылета, спланировали мимо жилых домов, не падали камнем, не теряли скорости, значит, были в нормальном психологическом состоянии, в адеквате. Чего-то им не хватило. Наверное, запаса высоты.
— Почему сейчас много говорят о ракете, понятно. Слишком уж это логично с точки зрения военного специалиста. Только что Иран обменялся с США ракетными ударами. Там ждали удара обратно, включили систему ПВО. Но… В любом случае идёт согласование. Если ты выпускаешь борт, то даёшь военным команду. Они должны отслеживать его, чтобы, не дай бог, не сработали ракетные установки с земли, — скептично настроен и по отношению к этой версии Базыкин.
9 января прошло первое ирано-украинское заседание по расследованию крушения лайнера Boeing 737-800. Решается вопрос, куда будут отправлены для исследования чёрные ящики и кто будет участвовать в расшифровке их данных. Однако российский авиаэксперт Базыкин не надеется на объективность и скорость расследования.
— Казалось бы, многое может прояснить чёрный ящик. Там речевой информатор, его можно прослушать через два-три часа после крушения. Тут не надо ничего расшифровывать. И мне не странно, что эти данные до сих пор не опубликовали. Здесь замешана большая политика. Никому это не выгодно. Уверен, в данной ситуации объективности не будет, будет так, чтобы не разжечь, — подытоживает Вадим Базыкин Лайфу.