Молдавский ученый изобрел систему безопасности гражданской авиации
Изобретатель предлагает оборудовать крупные суда, такие как самолеты "Аэробус" или "Боинг", инновационной системой стоимостью до 600 тысяч долларов.
В университете в Финляндии, где учится Александр Балан, в прошлом архитектор, теперь подающий надежды авиаинженер, еще с первых лекций внушают: главное в авиации - безопасность. Молодой изобретатель от теории перешел к практике - собрал группу ученых, и вместе они разработали уникальную систему для сохранения жизни пассажиров. Одно из направлений - предотвращение при крушении взрыва баков с топливом. Весь секрет - в особом составе жидкости, которая смешивается с горючим.
- Жидкость мгновенно теряет способность к воспламенению и горению, - объясняет изобретатель Александр Балан. - То есть как бы ни старался, как бы ни падал самолет под любым углом, с любой скоростью.
Скорее всего, полагает изобретатель, не взорвался бы и "боинг" в Казани, имей он на борту подобную систему. Впрочем, если катастрофы уже не избежать, пассажиров может спасти вторая составляющая разработки. Когда до столкновения самолета с землей остаются считаные метры, срабатывает система впрыска специально разработанной жидкости непосредственно в салон. При контакте с воздухом она превращается в пену и мгновенно заполняет пространство.
- Пена обволакивает пассажира, человека, полностью блокирует его с ног до головы и заполняет весь салон, - говорит Балан. - Она становится достаточно твердой, но достаточно мягкой для того, чтобы предотвратить травму.
Но в так называемом "коконе" пассажир сможет находиться не больше 30 секунд. Воздуха хватит и ребенку, и взрослому, уверяют разработчики. Затем пена растворяется и вновь становится жидкостью.
- Максимум дискомфорта - это запах, блокирование и мокрая одежда, - заключает изобретатель.
Для того чтобы оборудовать лайнер инновационными системами, необходимо сделать самолет легче и убрать 20 пассажирских кресел.
- Вес самолета, каждый грамм, стоит грамма золота, - уверяет президент Фонда развития воздушного пространства Олег Смирнов. - Возникает масса вопросов, мне кажется, современная наука еще не достигла такого уровня, когда бы малым количеством вещества можно керосин превратить в пиво. Должна быть стопроцентная целесообразность и стопроцентная срабатываемость этой системы.
Что касается финансовой составляющей, для самого большого пассажирского самолета в мире - 380-го "аэробуса" - система обойдется в 600 тысяч долларов - две сотых процента от его стоимости. При том что сам лайнер оценивается в среднем в 320 миллионов долларов.
Однако критика новаторов не смущает. И уже в следующем году ученые планируют провести серию экспериментов на специальном полигоне. Они намерены разбить настоящий самолет, оборудованный такой системой. Если опыт окажется успешным, эту же разработку можно будет внедрять и на наземном транспорте, уверен изобретатель.