Россия прекратит выпуск Ан-148. На чем теперь полетят наши военные?
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
Сегодня стало известно, что Россия хочет прекратить производство ближнемагистрального самолёта Ан-148. Источники утверждают, что причиной возможной остановки сборки в Воронеже стала политика — ведь известное с советских времён предприятие "Антонов" ныне имеет украинскую прописку.
Исполнительный директор отраслевого портала Aviaport.ru Олег Пантелеев в разговоре с Лайфом предположил, что договориться с Киевом о производстве Ан-148 в России в силу сегодняшних политических реалий было действительно невозможно.
— Договориться невозможно по одной простой причине: единственным заказчиком этого самолёта являются российские госструктуры. Соответственно, перспектив поставки никаких нет. Если бы речь шла о каких-то экспортных контактах, то договориться, наверное, было бы вполне возможно. Но таковых не предвидится, — сказал Лайфу Олег Пантелеев.
Ан-148 поставлялся как гражданским авиакомпаниям, так и ряду ведомств, в частности Минобороны и МЧС. Более того, по мнению близких к ситуации источников, интерес к нему сохраняется. По словам Олега Пантелеева, аналогов Ан-148 в России нет.
— Если говорить о наличии самолёта на 75 кресел, то новых аналогов в России нет. Ближайший аналог "Сухой Суперджет" будет иметь ёмкость ближе к 98–103 креслам. С другой стороны, в будущем появится Ил-114 на 64 кресла, но это турбовинтовой самолёт. Соответственно, он не является прямой заменой, — отметил Олег Пантелеев.
По его словам, для российских коммерческих компаний "суперджет" наиболее привлекательное решение, не в последнюю очередь благодаря тому, что его поставки финансирует государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
— Если говорить о госструктурах, то одна из проблем, о которой говорили заказчики, — высокая доля иностранных комплектующих. Исправить эту ситуацию, создать русифицированную версию самолёта для силовиков — слишком дорогое удовольствие. Правда, постепенно доля отечественных производителей в SSJ100 будет увеличиваться. В частности, сегодня идут переговоры с французами об увеличении степени локализации двигателей. Это было бы весомым шагом в части создания более русифицированного самолёта. А вот Ил-114, максимальная часть комплектующих которого будет произведена в России, по этому показателю силовиков устроит. Для российских авиакомпаний прекращение производства Ан-148 едва ли станет проблемой. Самолёт обладает неплохими лётно-техническими характеристиками, "детские болезни" вылечены, у эксплуатантов сложились рабочие отношения с производителями комплектующих. Он неплохо смотрится на фоне иностранных конкурентов и по стоимости лётного часа, и по цене. Но о решительном превосходстве речь не идёт. В то же время выбор конкурирующих продуктов велик: это и Embraer 170/175, и Bombardier CRJ 700. Они производятся, их не составляет труда купить и на вторичном рынке, — отметил Олег Пантелеев.
Отметим, что Ан-148 может совершать беспосадочные перелёты до пяти тысяч километров. Сейчас такие машины находятся в парках авиакомпаний "Россия", "Ангара", специального лётного отряда "Россия", а также Минобороны и МЧС.
Ил-114 — семейство двухмоторных турбовинтовых самолётов для местных авиалиний.
В январе 2017 года глава ОАК Юрий Слюсарь объявил о начале подготовки выпуска самолётов Ил-114 на заводе компании "МиГ" в Луховицах. Агрегаты самолёта будут производить на авиазаводе "Сокол".